Путешествие в Ногинск, часть третья. Бывшее ремесленное училище.

Jun 22, 2009 01:27

Как свидетельствуют богородские хроники , 19 октября 1905 г. достойный продолжатель династии промышленников и меценатов Сергей Арсеньевич Морозов в присутствии приглашенных им Ф. А. Детинова (директора Глуховских фабрик), А. М. Маркова (архитектора) и некоего А. С. Минервина высказал следующие мысли: «… недалеко время, когда малолетние будут допускаться к работе не с 12-ти, а с 15-ти лет, следовательно наплыв учеников училища при мануфактуре значительно увеличится и ученику придется быть в училище не 5, а 7 лет… и сама нынешняя школа может подвергнуться коренному преобразованию, т. е. из школы безжизненной перейти в школу разумную, отвечающую духу времени и жизненным потребностям». Было решено построить новое современное здание фабричного училища, которое и ныне является гордостью и украшением города.
И построили. Через три года было открыто училище, которое называется теперь школой номер 10, куда мы с uncle_williamом и направили свои четыре стопы и два колеса.
Дождь на подходе к зданию хлынул просто потоком. Внутрь школы мы вошли мокрые как гуща. Уже привычным жестом достав и предъявив охраннице паспорта, мы попросились в директорский кабинет. Нормальный оказанный нам прием в Богородской гимназии несколько снизил наш боевой дух, а зря.

Здесь вам не тут, а там вам покажут. Директриса в школе № 10 оказалась этаким классическим типом «руководителя общеобразовательного учреждения». Просто так в кабинет к ней попасть было нельзя: приемная, доклад «начальника безопасности» (да завхоза небось или охранника, а скорее всего физрука или трудовика, судя по виду его), расчетливо долгое ожидание просителей у окошка в коридоре. «Валентина Николавна заааанята, а вы по какому вопросу?».
Занята Валентина Николавна, судя по мелким приметам, была разве что питием чаю. Но - первое правило чиновника - «Томи!» соблюдалось свято.

Когда, по ее расчетам, непонятные визитеры должны были достичь нужной степени исхождения собственным соком, директриса из кабинета неспешно выплыла… Первый облом. Пока суд да дело, uncle_william пошел перепарковывать мотоцикл с дороги поближе к входу, и взору директрисы предстала только я. В черной кожаной куртке и штанах, через локоть - как корзинка у Красной Шапочки - мотошлем, в шлеме фотоаппарат и куча книжной лапши. В руках паспорт, а на физиономии по забывчивости не снятое оттуда выражение «Ну и???» Выражение я, правда, тут же спрятала куда подале. Передо мной стояла практически точная копия давешней зав.детсадом, которая не взяла Кольку даже с путевкой от роно, и завуча 109-й школы по кличке Лидуха, и бывшей саниной классной Татьяны Петровны по кличке Петруха… в общем, до боли знакомый тип. Ну что ж, вперед, мать-ехидна.

Из произнесенного директоршей спича можно было выделить следующие тезисы: а) ничего нельзя нигде снимать и в школе находиться тоже нельзя, б) и вообще ничего и не может быть можно без официального разрешения от департамента образования, в) и не может у вас быть разрешения, потому что кто вы такие, д) паспорт не документ, усы и хвост тоже, е) непонятно, зачем вам все это надо и кто вы такие, а если непонятно, то нельзя…
- И тут столько народа ходит, - добавила, противореча себе самой, директриса, - что мне впору кружку для пожертвований у входа ставить…
Ага, это уже ближе к теме и ой как знакомо… Я живо представила, как на такие реплики реагируют, к примеру, родители первоклассников, стремящихся в престижную понтовую школу и с ответом не замедлила:
- Да не вопрос. Мы готовы. В конце концов, в музеях же за вход деньги берут, и чем школа хуже? Только скажите, сколько… Тем более что и правда…
- Да ничего мне не надо, и никуда я вас не пущу, потому что кто вы такие, и нельзя, и разрешение от департамента, и мало ли кто вдруг захочет, что, всех пускать теперь что ли…
- Ну нет так нет. Но жалко-то как. Мы специально ехали. Понимаете, ваша школа, да с ее традициями, да с ее авторитетом, вот и директор гимназии не могла не признать, что у вас тут все в гораздо лучшем состоянии, и о вас столько написано, и юбилей вы отметили… а кстати, нельзя ли хотя бы школьный музей посмотреть, может, кто-нибудь нас сопроводит туда, чтоб ну одним глазом, если это не сложно…
Следующие десять минут я несла густую, сладкую, льстивую, лицемерную и многоречивую пургу, добиваясь только одного: протянуть время и сделать так, чтобы не выгнали сразу. По опыту: гнать взашей человека, с которым уже втянулся в беседу, довольно сложно. К тому же на горизонте появилась, кроме директорши и охранника, еще одна учительница, радостно встрепенувшаяся при словах «краеведы», «модерн», «Кузнецов» и «Морозовы». Да и появившийся вновь uncle_william явно внушил школьным работникам несколько больше доверия, чем я.

Я достала из шлема подмокшие путеводители и расстелила их на подоконнике. Я ткнула пальцем в смазанные фото и разлилась соловьем. Я спросила, что еще нам посоветуют посмотреть, если здесь - ох, жалость-то какая! - таки действительно «ничего нельзя». Я посетовала… да уже не помню, на что посетовала. Пурга становилась все более сладкой и липкой. Директриса хмурилась, начальник охраны делал строгое лицо и тщательно маскировал интерес к беседе…
- Ну да, - сказала учительница Вера Павловна, знакомая со словом «краеведы». - Я на фабрику детей водила, нам там все показали. Там и крыша сохранилась, и внутри корпусов очень много. А вот этот дом рядом с нашей школой вы видели? А дома на Тихой улице? А корпуса, где ткачи жили? Вот смотрите: за школой повернете направо, там на параллельную улицу… А этим жильцам, которые часть дома покрасили, руки бы оторвать, хозяйственным, это ж надо так обращаться с памятником архитектуры…
Ценные советы насчет того, куда ходить, что смотреть, куда соваться, а куда нет, дал и охранник.
Директорша почувствовала себя на празднике жизни явно чужой. Ну все, сказала она, идите! Нечего тут снимать, ничего не разрешаю. И, по счастью, скрылась в кабинете снова.

Как хорошо, когда начальство в отлучке. До школьного вестибюля нас проводил тот самый охранник и взял с нас обещание никаких фото нигде не публиковать, а если использовать - то в сугубо частных целях.
Вход обычно там же, где и был выход. Но обещание мы, строго говоря, выполнили. ЖЖ безымянной матери-ехидны - что может быть в этой жизни более частного? А что uncle_william заснял, пока я вела с «начальником безопасности» прочувствованные беседы, так мало ли откуда оно взялось… Надеюсь, что ни нач.безопасности, ни Вера Павловна после нашего визита «революционные сны» от директорской нахлобучки видеть не начнут.
И в общем-то можно гордиться «уловом», если бы не было так противно. Театр начинается с вешалки, а школа - с директорского предбанника. Мне хватило этих десяти минут общения и густой демагогии. Официальное, блин, разрешение. Кружка для пожертвований. Ничего не знаю, всего боюсь, всех подозреваю… И эти люди учат наших детей азам правильного ковыряния в носу… Тьфу.

Ну и ладно. Вот очередная порция картинок. И они, слава богу, перекрывают все описанное выше, да с лихвой. Разве что красивейшие керамические панно обещал выложить uncle_william - у меня фото ну совсем не фонтан, сугубо для частного использования и общего представления. Надеюсь, что, появившись в ЖЖ, он с этим рассказом не замедлит.

















































И продолжение опять же следует

путешествия

Previous post Next post
Up