Отдых в Крыму: что было, что стало и что с этим делать - Часть 1

Mar 24, 2014 14:32



В Крым, на южный берег, я впервые попала в самом начале 90-х.
И так получилось, что  с тех пор бывала там регулярно.

В те времена наши знакомые, узнав, что мы едем в Крым, крутили пальцем у виска и говорили: "Вы что, с ума сошли? Там же танки прямо на пляжах стоят, везде стреляют-убивают, вот вчера как раз по телевизору показывали..."  Танки на морских берегах нам не попадались, с автоматами за нами никто не гонялся, убитые на пляжах не лежали. Допускаю, что мы были не очень внимательны и не замечали того, что телевизор обещал из Москвы.

И было тогда в Крыму чудо как хорошо.
Поясню сразу: речь я веду не о городах типа Ялты или Судака, а сугубо о прибрежных поселках деревенского типа (вне зависимости от их формального статуса). Просто деревня на берегу моря со всеми вытекающими. Cоседская корова мычит по утрам, а днем, самостоятельно перейдя через дорогу, ловко карабкается по склону горы, охотясь за пучками чахлой травы, или пасется на пляже,  поедая арбузные корки и тренькая шейным колокольчиком; куры возятся на дороге; колхозники в кузове тряского грузовика возвращаются под вечер с горных табачных плантаций; во дворах зреют персики и инжир на продажу; гигантские помидоры, привязанные к металлическим пруткам в человечий рост, напитываются солнцем и солёным ветром; в палисадниках цветут сказочно ароматные рыхлые крымские розы, не чета бездушным бутонам на метровых палках-стеблях из московских цветочных ларьков...

Большинство таких поселков устроены примерно одинаково: море, пляж, автодорога, идущая вдоль берега, дальше дома с приусадебными участками в несколько рядов, долина с колхозными землями и, наконец, горы...Отдыхающих, напуганных телевизором, в начале 90-х было очень мало. Стоило отойти вдоль моря чуть в сторону, а там уже начинались "дикие камни", где можно было в одиночестве плавать в ластах и с маской между поросшими мягонькими изумрудными водорослями валунами. Появление в радиусе 50 метров пары-тройки других таких же любителей уединения портило настроение: "Ну вот, припёрлась толпа!" Избалованные мы тогда были малолюдностью и простором.

Вода была чистейшая. Пляжи хоть и загаживали консервными банками, рваными кедами и другими отходами жизнедеятельности дикари-палаточники и нудисты, но не так чтобы уж очень сильно. Нет нужды говорить, что цивилизованные удобства в местных домах "частного сектора", сдаваемых приезжим, отсутствовали, да и вообще бытовая сторона не шла ни в какое, даже отдалённое, сравнение с зарубежными отелями с картинок. Туалет типа сортир, горячий душ по субботам (в обычные дни - тёплый настолько, насколько хватит солнца, чтобы нагреть бочку с водой).  Самостоятельная готовка в летней кухне на плитке. Мытье посуды под краном во дворе, причем сделать это надо было успеть до того момента как соседи начнут поливать помидоры, иначе потом воды до вечера не будет (с ней и без того случались ежедневные перебои на несколько часов). Еду вообще надо было везти с собой из Москвы - в местных магазинах она отсутствовала как класс за исключением наипростейшего. На электричество тоже нельзя было полагаться, отключали часто. Но темнота - друг, и не только молодежи. При отключениях приятно было выйти на берег моря, сесть на гальку, подышать бризом, посмотреть на звёзды...

Там и сям на уступах гор и в долинах были разбросаны советские еще пансионаты от разных предприятий, в том числе и московских. Они, конечно, были с водой и канализацией. Но в целом никакой особой звёздностью не отличались - простые бетонные коробки без навязчивого сервиса и с питанием, рассчитанным на непритязательный суровый вкус.

Все неудобства деревенского быта искупались чудесной, совершенно нетронутой дикой природой.  И еще, что немаловажно,  чарующей простотой жизни. Никаких церемоний, никаких переодеваний  к ужину.

Бывало, ополоснёшь перед сном ноги под краном во дворе, уединишься в пристройке-мазанке, бухнешься на железную койку с отзывчивой к каждому твоему движению, убаюкивающе подрагивающей продавленной сеткой под матрасом. И вдруг острое желание пронзает чресла и замирает в животе. Дыню! Дыню сейчас же и немедленно! Встанешь, накинешь на ночную рубашку халатец, сунешь ноги в пляжные тапки и  - за калитку. А там через дорогу, прямо на морском берегу, на фоне лунной дорожки, темнеет силуэт старенького драндулета с прицепом, заполненным дынями сорта "Колхозница". Мужик из Джанкоя готовится ночевать в машине, чтобы завтра с утречка торговать на рынке. Таращится он на твоё московское дезабилье, но дело знает - нащупывает в темноте самую лучшую колхозницу. С тёплой дынькой-колобком в руках спешишь в беседку и там жадно пожираешь её, упиваясь сочностью и ароматом.

Ещё по вечерам, после ужина и помывки посуды, душевно было гулять по трассе, которая петляя, шла вверх, через горы, и дышать ароматом полыни и чего-то ещё волнующего, горного. С дороги открывался захватывающий вид на море и долину. Машины проезжали очень редко, может раз в полчаса, и удовольствия от прогулки своей вонью не портили...

Кто дочитал, тот молодец.
Продолжение следует.

#Крым, зарисовки с натуры

Previous post Next post
Up