Отдых в Крыму: что было, что стало и что с этим делать - Окончание

Mar 26, 2014 09:46

Начало.
В 90-е жилось местным сложно. Виноградники в "нашем" поселке сгинули (на их месте сейчас стоят здоровенные по здешним меркам частные дома  - местные говорят, что татарские). Табачные плантации тоже куда-то испарились за ненадобностью. Повезло тем, кто работал в пансионатах, продолжавших функционировать. Для остальных же вся надежда была на сдачу комнат отдыхающим в короткий крымский сезон, продажу фруктов со своих участков и самодельного вина. На эти деньги жили потом весь остаток года.

Немало было обиды на Россию - что не взяли к себе. Были и надежды, постепенно испарившиеся. К украинизирующим потугам киевских властей местные относились со сдержанным раздражением и ироничным юмором. Возмущались наступательностью татар (бывали и конфликты - по слухам, достаточно серьёзные).

Если кто-то ждёт историй о том, как доморощенные или приезжие с материка лица украинской национальности злобно угнетали и унижали русских аборигенов и москалей вроде нас, то должна сказать, что  таких историй у меня нет. Об этнических русско-украинских конфликтах ничего слышно не было.

Жизнь брала своё.  К концу 90-х, и особенно к началу  нулевых, на южный берег стали активно ездить отдыхающие с Украины.  Харьков, Кременчуг, Днепропетровск, Киев... Целыми рейсовыми автобусами начали привозить народ украинские турфирмы и распределять их по частным квартирам. Хозяева койкомест стали заключать с турфирмами договорА. Народу всё прибывало.

Взбодрились местные жители.И пошёл расцветать всяческий курортный бизнес, который до этого представлял из себя квёлые ростки типа минимаркетов возле остановок и винных распивочных в металлических ангарах.

Прямо на пляже, загораживая вид на море с дороги, выросли навесы с деревянными настилами на сваях - рестораны.

Водопровод? К чему такие изыски? На стене рядом с барной стойкой висит рукомойник, в нем моется посуда. Готовка идет внизу, на морском берегу - в брезентовой палатке. Когда заказанный борщ был  готов, снизу давали сигнал - кричали. Палаточный полог откидывался и из отверстия высовывались раскрытые в форме расцветшего лотоса руки с тарелкой. Официантка, нагнувшись, подхватывала блюдо и несла посетителю.  Днем "зал" был полон. Здесь же с утра до вечера разливали в одноразовые большие стаканы бочковое пиво - кстати, всегда свежее и холодное. Мы его брали себе к обеду. Еду готовили сами - есть в таких кафе чего-то не хотелось.

Рядом с кафе семейная пара, приезжая на машине ближе к обеденному времени, расставляла прямо на обочине свои приспособления: раскладной стол, таз с заготовленным фаршем, пакеты с мукой, доску для раскатки теста, жаровню.  В короб, кустарно сваренный из промышленного металла, заливалось масло из канистры и начиналась жарка чебуреков.  Очередь. Пылища от проезжающих по дороге машин. Жарят до первых сумерек, потом уезжают.

Постепенно стали открываться и более приличные ресторации и кафе. Однако, как говорили нам не задействованные в этом виде бизнеса местные жители, не было ни одного сезона без отравлений разной степени выраженности.

Появилось сразу несколько дискотек в разных концах поселка - как на свежем воздухе, так и под крышей. Аппаратура была довольно примитивная, но народу они собирали полно. Потом начались разборки между конкурирующими фирмами, с мордобоем и даже тяжкими телесными.

Завелось и караоке - прямо на пляже, под окнами у постояльцев частного сектора. Пьяные стали орать там до 3 часов ночи.  На увещевания хозяев "комнат" хозяева "песенного бизнеса" не реагировали. Хотя, правда, повернули колонки лицом к морю.

Однако самой яркой приметой расцвета туризма стал всепоглощающий строительный бум.  Деревенские жители принялись думать, как извлечь максимум прибыли из своих участков, пристроек, сараев и гаражей.

И вот в поселке развернулось масштабное строительство. На 3-4 сотках вместо огородов начали возводиться "отели" в два-три-четыре этажа. По каким СНИПам строили - бог весть, главное, что очень быстро.  Дети и внуки, давно уже уехавшие от безденежья кто в Симферополь, кто на материковую Украину, а кто и в Москву, убедились воочию, что бабулин участок годится для турбизнеса. Появились и приезжие инвесторы, например, "женщина из Москвы", которая построила большущий дом на одном из самых живописных участков - местные думали, что для себя, а оказалось под сдачу комнат. Эти отели были уже "с удобствами". Правда, строить их начали ещё до того как в посёлок, наконец, провели центральную канализацию.

То ли строительство привело к буму туризма, то ли туристический спрос породил строительство - как бы то ни было, но наплыв народу в поселке начал увеличиваться космическими темпами. Загорающих на пляже стало так много, что места уже надо было занимать с 6 утра, иначе маячила перспектива лежать в седьмом ряду от моря. При том, что пляж упирается или в дорогу, или в импровизированные мусорные кучи у подножия холма.

Стали нам попадаться рядом с морем какие-то люки, и что-то там в них текло и журчало. Что журчит и куда стекает - кто его знает. Занимались ли какие-либо службы санитарным контролем, принимали ли госкомиссии строения, рассчитанные на размещение большого количества людей? Вполне возможно, что занимались и принимали. Но мясистую коррупцию в Крыму ведь никто не отменял. Наши знакомые, приехавшие в поселок у нас на хвосте, жаловались на ощутимый запах канализации в море и возле него - когда сильней, когда слабей. Среди местных время от времени ходили новости о том, что "вот у того отеля" прорвало вчера канализацию, "у той женщины" чего-то там опять разлилось.

В общем, приезжая в наш Крым, начали мы ходить каждое утро на "дальние дикие камни". Это 1,5-2 км.  в один конец по каменистому берегу. Раньше такой поход был событием и осуществлялся нами раза два-три за всё время вакаций  - чтобы с масками понырять в чистой невзбаламученной воде, голыми поплавать или же день рождения отметить пикником с шашлыками. Теперь же он превратился в необходимость. Вода на камнях пока еще чистая, а народу совсем ничего - не много находилось желающих предпринимать такие ежедневные марш-броски с зонтами и прочими пляжными приспособлениями по жаре, да и заход в воду там тяжелый, рассчитанный на хорошо умеющих плавать.

Были в поселке когда-то и "ближние дикие камни", более доступные и комфортные, но их отрезало от публики строительство практически прямо на пляже нескольких "вилл", ставших по ряду причин долгостроем. Чьи эти виллы, местные толком сказать не могли, однако видно было по планировке, что использовать их предполагается, опять же, под сдачу номеров.

Пролегающая вдоль моря дорога,  ещё лет десять назад особых хлопот не доставлявшая, превратилась в оживлённую трассу. Трафик пошёл такой, что в посёлке в середине дня стали образовываться пробки - прямо как у нас в Москве под окнами. Жара, висящий в воздухе смог от машин и автобусов, густая пылища, движение плотных толп народа по обочинам в разные стороны, теснота от придорожной торговли, дым от мангалов,  клаксоны застрявших в пробке таксистов...

Кстати о пыли. Её количество возросло за несколько лет многократно и достигло уже не могущих оставаться незаметными проявлений. Походив вдоль моря или даже по пляжу, невозможно было различить цвет своих пляжных тапок.  Откуда пылища? Есть версия, что от непрекращающегося строительства.

Из-за возросшего же дорожного трафика мы вынуждены были прекратить наши освященные многолетней традицией вечерние прогулки по горной дороге. Нюхать аромат полыни стало невозможно: машины теперь проносятся практически непрерывно, только успевай отскакивать на узенькую обочину, а подышать выхлопами мы и в Москве можем...

.......И вот пришла пора воскликнуть: "Где ты, где ты, утерянный рай?"  Очарование простого деревенского уголка с нетронутой дикой природой уничтожено, а цивилизация, искупающая эту жертву, так сюда и не пришла.

Стала бы я ездить в такой Крым, если бы не визиты к родственникам? Ответ однозначный - нет, не стала бы.

А что вообще можно сделать с бывшей деревней на берегу моря для создания там более высокого уровня комфорта? Выходит так, что делать надо то же самое, что делалось в Сочи: отселять местных жителей вглубь, а в первой линии у моря строить современные клубные отели. Еще вариант: запретить  кустарный турбизнес и эксплуатировать этот чудесный уголок природы только лишь силами имеющихся с советских времен пары отреставрированных пансионатов - дабы не превышать оптимальное для данного места количество народу. Но это не рыночно, да и жестоко по отношению к местному населению.

Места мало, пляжи узкие. Придется кое-где строить канатные подъемники для спуска и подъема отдыхающих от отеля, расположенного на горе, вниз к морю. Так решают проблему, к примеру, на Корфу, где похожие исходные данные - узкая прибрежная полоса, горы подступают близко к морю.

Дорога регионального значения, проходящая непосредственно за пляжем, будет так или иначе снижать привлекательность этого места. Придется что-то изобретать. Можно опять же обратиться к опыту Корфу. Что только не придумают для извлечения прибыли. Например, убрать часть дороги напротив отеля в туннель и обеспечить проход от отеля на пляж прямо над дорогой - по живописно задекорированному газоном и цветущими кустами "языку".

Но что будет с ценами по итогам таких вложений? Дешевым  "наш" посёлок быть перестанет.  Прежний контингент отдыхающих поневоле отсеется,  ведь основным аргументом в пользу Крыма была его дешевизна. Станут ли в окультуренный, но подорожавший посёлок ездить те, кто привык за эти деньги ездить на теплое море и длинный сезон в Грецию, Хорватию, Италию, Турцию наконец? Это большой вопрос.

А местные жители? Обрадует ли их перспектива отселения и полной перемены образа жизни? Пенсии им повысят постепенно, но и цены в Крыму тоже вырастут (борьбу с инфляцией ради них никто отменять не станет). Сдача комнат - очень неплохая прибавка в семейный бюджет, не говоря уж о том, что это еще и образ жизни. Кто-то из них найдет работу в новых отелях. Но не все.

В общем, скорее всего,  всё останется на ближайшие годы так, как было. Основные туринвестиции пойдут в крупные прибрежные города. А придорожные посёлки типа нашего будут по-прежнему представлять из себя "шанхай". Впрочем, не исключено, что  многие местные "отели" и рестораны сменят хозяев.

#Крым, зарисовки с натуры

Previous post Next post
Up