Кто не знает - фонтанный дом - это дворец графа Шереметева, построенный в 1712 году.
Советская власть нагородила коммуналок даже во дворце, и в одной из них довелось проживать Анне Андреевне.
Я люблю коммуналки и поэзию, и фотографий дворца вывешивать не буду.
А коммуналки будет много!
В Петербурге проводятся экскурсии по действующим коммуналкам,
а в музее Ахматовой все это можно увидеть за другие деньги и в полном объеме.
После прихожей сразу начинается кухня,
ведущая в широкий коридор.
Страшно подумать, что на таких вот агрегатах готовила еще моя бабушка!
(Но нигде не пишется, что Анна Андреевна подходила к этому устройству.
Судя по воспоминаниям современников, она теме питания не уделяла большого внимания.
Она была выше этого.)
Трудно представить поэта, моющего посуду в такой допотопной раковине,
стирающей тряпье в корыте...
Это банки с химреактивами Пунина - супруга Ахматовой. Он увлекался фотографией
и, благодаря ему, мы можем увидеть фото Анны Андреевны и многих других
известных людей той эпохи.
Их коммунальная жизнь складывалась не просто:
на той же площади проживала первая жена Пунина и его маленькая дочка.
Потом к ним в к ним подселился сын Ахматовой - будущий знаменитый ученый.
Жить ему приходилось в коридоре.
Вот эта географическая инсталляция в деревянном чемодане,
как раз посвящена Льву Николаевичу Гумилеву. Все вещи из их семьи, подлинные.
Еще один фрагмент коридора с вещами, принадлежавшими семье Пунина и Ахматовой.
Репродуктор "тарелка", работавший в Ленинграде все годы войны.
В блокаду его не выключали целыми сутками, он отбивал звук метронома,
и бывало, что в квартире все умирали от голода, и только траурно, как механическое сердце,
звучал метроном...
Нынче в комнатах Ахматовой посвящена вся экспозиция,
но при ее жизни ей принадлежало там совсем немного - кровать,
сундук, столик.
Много вещей в экспозиции - из гумилевского дома,
тех, что он привез из Японии.
Вот этот веселый фонарик в Японии траурный:
От ужасов блокады поэта избавил Владимир Гаршин - главный патологоанатом Ленинграда,
он создал возможность, благодаря которой, Ахматова уехала в эвакуацию в Ташкент.
Они собирались пожениться, но после войны доктор изменил свое решение -
ужасы блокады изменили разум врача, повлияли на его душевное состояние.
(Если кого-то заинтересует эта история, могу прислать ссылку.)
...А человек, который для меня
Теперь никто, а был моей заботой
И утешеньем самых горьких лет, -
Уже бредет как призрак по окраинам,
По закоулкам и задворкам жизни,
Тяжелый, одурманенный безумьем,
С оскалом волчьим...
Боже, Боже, Боже!
Как пред тобой я тяжко согрешила!
Оставь мне жалость хоть...
Венецианский сундук, принадлежавший Ольге Глебовой-Судейкиной,
одной из знаменитых красавиц Серебряного века, танцовщице
и близкой подруге Ахматовой.
Глебова-Судейкина делала кукол, вот этот прелестный арлекин - ее работа.
В той же комнате. Секретер, в нем выдвинута полочка.
Под стеклом - стихотворение, посвященное В.Гаршину и его фотография.
Люстра в той же комнате.
Скромная тахта Анны Андреевны.
Вазочка Глебовой-Судейкиной и куколки ее работы.
Следующая комната.
Этюд Анны Андреевны на кушетке
Чернильница, однако!
Напоследок запощу несколько кусков обоев времен Анны Андреевны:
Раннее фото Ахматовой - сфинкс.
Музейные коты