Хочется выложить в журнал что-нибудь повеселее, а в арсенале только большущие экскурсии с фотками и ссылками, да декаданс из Питера.
Есть, правда, много картинок из прошлого, но их надо сканировать, а сканер в яйце, яйцо в утке, утка в море плавает совмещается только с ноутом. Поэтому опишу медитации свои про архизнаменитый, мегаизвестный фильм, который к тому же еще и комедия.
Но предупреждаю заранее, у меня все не как у людей, особенно в голове. Ну что, если "я так вижу".
Когда "Бриллиантовую руку" смотрела впервые, не помню. Взрослые стереотипы и опыт наслаиваются на детское восприятие. Все мешается. Память ярко запечателела одни эпизоды, и начисто стерла другие.
Прежде всего сон: летающая в темноте рука, гигантские глаза черной кошки. Как пародия на детективный плакат о дурной жизни на Западе. Но смотрели-то дети, и сон восприняли, как нечто сказочное. Мальчишки - продвинутые носители культуры из детского сада, - всегда все видели первыми и первыми же рассказали о том, как летала эта рука. Неправда, что пятилетние дети не умеют передавать впечатления. Умеют, еще как умеют: и как рука летала, и как там было темно. Что трудно словесно передать, показывается жестами и завываниями, при расширенных до размеров пальтовой пуговицы глазах. В общем, настроили на сказочный, приключенческий лад.
Вот только непонятно с бриллиантами. Золото, бриллианты - это у Кащея в пещере, у царя в сундуках. А в обычной, современной жизни золота и бриллиантов не бывает. Память и стерла их из записи фильма. А то, что сами эти сокровища фактически не показали, я думаю, специальный эстетический ход. Не о бриллиантах там сюжет. Он о хорошей жизни за границей. И авторы верили, что жизнь там, в этой загранице хорошая, но непременно, непременно - с уголовщинкой и сладким алкоголем. "А город пил коктейли пряные, пил и ждал новостей". Откуда в голове у ребенка эти коктейли? Да, лежит где-то до сих пор тот самый мамин натурального шелка платок. Косынка иностранная. На зеленом фоне - стиляжного вида тетеньки и дяденьки. Рюмки, бокалы с соломинками. Рецепты коктейлей на иностранном языке. Раньше этот платок хранился в мамином комоде, в казавшейся роскошной шкатулке, подбитой шелком. Там же - мещанские предметики - зеркальце на длинной ручке, какие-то бусики. Все из 60-х, нью лук. И сколько же раз рассматривала я этот платок... Оттуда и коктейли, оттуда и заграница.
И почему-то все слепилось о одну картинку - молодежь стильная и модная, походный рюкзак (тоже из маминого студенчества), яркое солнце ("светлое будущее", которое уже было в прошлом, когда мама была молодой, училась, до меня еще) и вечерние встречи в баре с танцами под пластинки. Пластинок тех лет тоже дома была масса. Но слушать их начала попозже, годам к девяти. И всякие там риориты, танго "Под небом Парижа", "Вайя кон Диос" присоединились к той картине (сколько в ней солнца!), на фоне которой идет "Бриллиантовая рука". И халатик с перламутровыми пуговичками - это тоже нью лук, тоже.
Управдом превращается - легким движением под воздействием вина с наркотическим колесом, - управдом превращается в красавицу-блондинку в стиле пин-ап. Нет, само слово пин-ап пришло в 21 веке из интернета. А явление демонстрируется в "Бриллиантовой руке". Пин-ап - это такая феерия, когда все неприличное (и даже непристойное) можно. Потому что понарошку, не всерьез. С легким шорохом соскальзывают трусы, и лифон от купальника отскакивает с легким щелчком.
Нет, это только пародия. Вместо белья - купальник. Блондинка спортивна и грубовата, ее фигуре с накачанными икрами не хватает легкости, она движется приземисто, на лице ее размашисто намалеваны стрелки. Но какой же стильный интерьер, и зачем-то нестерпимо красны ковер и обои. И почему-то слишком томный мотив, да не гостиница вовсе, а именно отель атлантИк. Морок, морок и фимиам красивой жизни...
"Не виноватая я, он сам пришел!" - бабьим голосом вопит она, закрывшись от сраму. Когда в дверь хлынула милиция, соседи и домуправ.
Кому - светлое будущее и коктейли, а кому и разборки, и деревенское осуждение. Ишь, чего захотел. Тут тебе не здесь! Ибо нЕфига.
А впрочем, - все трын-трава. Ведь, пожалуй, это самая главная песня фильма. Нешто авторы фильма знали японскую мифологию? Знали, что у японцев на луне живет лунный заяц, толкущий в ступе траву для напитка бессмертия? Думаю, вряд ли. Случайно получилось. Просто кино гениальное, в нем все, что содержится в мыслеполе народа, все истины, мечты и чаяния проявились. Кому - бриллианты, кому-заграница (в те годы многие увидеть Париж и умереть мечтали, из страны сбегали рискуя жизнью); кому - светлое будущее, кому - вино (алкогольная тема раскрыта), а кому - трын-трава.
Но это еще не все. Тема Бога тоже раскрыта. Да еще как.
Как дитя атеизма, эпизод "Мама! Лелик!" не заметила, темы не восприняла. Одни коктейли, одни заграничные вечера, да дни в стиле нью лук...
Герой Миронова (как его?) такой баловень судьбы, что все ему крокодил не ловится, и брюки не хотят превращаться в элегантные шорты. Герой Миронова (как его?) путает кому - мороженое, а кому цветы. И Семен Семеныча по голове оглоушить не может. У него на груди крест болтается,выпадая из стильного интерьера в уголке сиротливо притулилась иконка. И пьет он с утра шампанское, кофе и какао с чаем, как аристократ и дегенерат. Он добрый и красивый парниша, не то, что этот Семен Семеныч со следами несмываемого алкоголизма на лице. Ведь он же на самом деле, за рамками сюжета, пьяница и дебошир, этот самый Горбунков. Просто потому что у него фактура такая. Пролетарская. Не для него красивая жизнь, и пить ему коктейли пряные разве что в раю.
Так вот, тема Бога.
Зачем, по-вашему, выделен в отдельную микро-серию финальный эпизод "Костяная нога"?
Он не смешной, этот эпизод, вообще лишний, как казалось-бы. Зачем его подчеркнули, выделили? А вот в чем дело. Слишком убедительно вываливается Семен Семеныч из багажника. И слишком высоко летит машина. Уголовнички отделаются нестрашными бытовыми сроками. А Семен Семенович попадает прямо в рай. И, забинтованные в костяной ноге, ему дарованы бриллианты. И светлое будущее, где бороздит он на белом катере просторы мирового океана - несется пить коктейли пряные прямо в Рио Де Жанейро, на берега атолла Бикини и Слоновой Кости. С заездом на Берег Скелетов.