Пермь: художественная галерея, коллекция пермской деревянной скульптуры.

Sep 22, 2013 23:22



Все провинциальные картинные галереи чем-то похожи. В каждой найдется свой Айвазовский или Шишкин, Куинджи или Саврасов. Но при сходстве коллекций каждая отдельная галерея имеет свою "изюминку". В Астрахани, к примеру, как я уже отмечал, коллекция русского авангарда, экспонировавшаяся и в доперестроечные годы. В Пермской художественной галерее, вне всякого сомнения, это - коллекция так называемой Пермской деревянной скульптуры.
      1. Небольшой экскурс в историю. В 1902 г. в пермском Научно-промышленном музее был открыт художественный отдел. Художественный музей как самостоятельное учреждение был открыт 7 ноября 1922 г.
      Важнейшая часть коллекции  сформирована усилиями основателей музея,  исследователей истории культуры Пермского края Александра Сыропятова и Николая Серебренникова. В 1920-е годы благодаря исследовательским экспедициям по территории края были собраны коллекции Пермской деревянной скульптуры, золотого лицевого и орнаментального шитья, предметов культа и Строгановской иконы. К 1925 г. коллекция музея уже насчитывала более 4000 предметов.
      В 1932 году Музей открывается в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором удалось сохранить уникальный резной иконостас, привезенный из монастыря, находящегося в селе Пыскор. В 1936 году Музей обретает современное название - Пермская государственная художественная галерея. В период Великой отечественной войны  в здании галереи разместились на хранение коллекции Государственного русского музея.


2.  Основной объем собора с целью увеличения экспозиционных площадей был разделен на три этажа. На верхнем из них и размещена экспозиция деревянной скульптуры.
       Общий вид. На заднем плане - упомянутый выше иконостас с отчетливыми чертами стиля барокко.


3.


4. Надо заметить, что православная традиция не приветствует фигурных изображений божества, без которых не обходится ни один католический храм. Синод в своё время конкретно указывал священнослужителям уральского региона на недопустимость нахождения деревянных "идолов" в храмах. В своего рода наивности этих скульптур, восходящих к язычеству, чувствуется подкупающая искренность.
      В верхнем левом углу - фигура Саваофа (г. Лысьва, нач. 19 в.). Справа - Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (с. Усть-Качка, кон. 18 в.).


5.  Саваоф (д. Половинка, 18 в.). На заднем плане - "Снятие с креста".


6. "Снятие с креста".


7.  Распятие (г. Усолье, ц. св. Владимира, сер. 18 в.).


8. Еще одно Распятие.


9.  Композиция "Христос в темнице" заслуживает внимания благодаря, как самой фигуре Спасителя, выполненной удивительно реалистично, так и выразительному декору т.н. темницы.


10. Фигура Христа ( часовня пос. Пашия, 18 в.).


11.  Темница, по мнению экспертов, более поздняя. Резьба по дереву "на проём".


12. Фрагмент темницы.


13. Навершие темницы. Восхищает мастерство резчиков по дереву.


14. Св. Николай Можайский (кон. 18 - нач. 19 в., часовня д. Зеленята).


15. Св. Николай Чудотворец (нач. 18 в., ц. Богоявления г. Чердынь).


Эти удивительные творения рук человеческих определенно заслуживают того, чтобы их увидеть.

музеи, Пермь, искусство, путешествия, скульптура, фотография

Previous post Next post
Up