Запись раздела:
Направленное мышление. Про его значимость в нашей жизни:
Значимость направленного мышления. Предыдущая запись по теме:
Использование аналогий и метафор для понимания и решения задач Начиная с самого раннего детства мы копим
знания. Для более лучшего понимания окружающего мира знания формируются у нас в системы, в различные категории. При знакомстве с человеком мы моментально к нему относим различные категории: пол, возраст, раса, национальность. Исходя из этих категорий, мы начинаем навешивать на человека ярлыки - его предположительную психологическую характеристику. На основе ярлыков мы ожидаем от человека определённых действий. Например, девушка ожидает от парня, что он подойдёт познакомиться с ней. Парень в свою очередь ожидает сигнала от девушки, что к ней можно подойти. После более глубокого знакомства некоторые ярлыки исчезают, либо изменяются на более обширные.
Категории относятся к познанию всего мира, а не только людей. Именно из-за этого важно определить в жизненной задачи к какой категории жизни относится задача. Решение задачи во многом зависит от верного понимания категории задачи.
Допустим, человек решил зайти к соседу без его ведома в частный домик. Он увидел грозную собаку - бульдога. При этом он присвоил ей категорию доброй собаки, не различив её в темноте. В итоге из-за неправильной интерпретации категории он может сильно пострадать в своей попытки пройти мимо собаки. В более сложных жизненных задачах это ещё будет значимее. Конфликты часто происходят из-за того, что люди присваивают одному и тому же аспекту разные категории. Различные стереотипные представления также мешают нам решать задачи и выйти за грани стереотипов.
При этом категоризация - это психологический процесс нужный человеку. Он упрощает познание мира и благодаря нему мы делаем быстрые решения, не используя много времени на рассмотрение всех сторон задачи. Если бы мы ко всему подходили слишком тщательно и рассматривали все без исключения стороны, то так бы и не смогли принять решение. В этом случае категории, ярлыки и стереотипы нам помогают отчасти в быстрых решениях, но не всегда верных.
В нашем сознание имеются прототипы- образцы среди категорий. То-есть первые наши ответы на вопросы, без особых раздумий. Кто-то на просьбу вспомнить писателя сразу же отвечает Пушкин, на человека из психологии - Фрейд. Либо приписывание различных свойств, способностей: у психолога с психикой должно быть всё отлично; кто качает мышцы, тот слабо развит интеллектуально. Прототипы также могут помешать найти оптимальные ответы на вопросы. Мы можем остановиться и зациклиться на одном ответе, не видя других альтернативных ответов, выходящих за грани поверхностного мышления.
Ответ на задачу
Баскетбольный матч: В баскетбол играли девушки (баскетболистки) , а не мужчины (баскетболисты). -- Пример мышления по прототипам.
Следующая запись по теме:
Язык и мышление