Использование аналогий и метафор для понимания и решения задач

Apr 02, 2013 20:38


Запись раздела: Направленное мышление. Про его значимость в нашей жизни: Значимость направленного мышления. Предыдущая запись по теме: Подтекст и построения смысла

Иногда жизненные задачи попадаются из таких областей, с которыми мы мало знакомы. В этом случае нам приходится искать  похожее на эту новую задачу из своего жизненного опыта. Именно так и рождаются аналогии и метафоры.

АНАЛОГИЯ (греч. соразмерность, пропорция) - отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии-вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами.

МЕТАФОРА (греч. «перенос»), троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта;

Аналогии основаны на сходстве определённых свойств объектов новой задачи и задач уже решённых ранее. Аналогии помогают, как  лучше понять условия задачи, так и способствуют большей вероятности решения этой задачи. Творчески развитые люди чаще используют аналогии и метафоры в решение различных задач. При этом каждый человек знаком с такими явлениями и использует их при объяснение сложных феноменов посредством более простых аналогий. Особенно в этом преуспевают дети, которые часто посредством аналогий познают окружающий мир.

Приведу несколько однотипных примеров из своего опыта: В детстве денег не было на инвентарь для занятия спортом. В итоге турник стоял на двух деревянных брусьях, а железяка была в виде лома; одна единственная гантель была сделана из запчасти автомобиля; зимой в валенках катались по льду и пинали брусок в ворота, сделанные из выкопанных в сугробах отверстий --- это аналогии в виде сравнения функций подобных предметов похожих на настоящий спортивный инвентарь.

Метафоры похожи на аналогии, но имеют свою специфику. Здесь идёт не сравнение, а вплетение в задачу не существующих особенностей, но помогающих лучшему пониманию задачи.   Например, в немного шуточной записи о дофамине (гормон чувства удовольствия) для лучшего понимания попытался приписать оживлённые мысли самого гормона, хотя и понятно, что гормон не может мыслить. Часто мы людей называем определёнными словами, намекая на сходство в свойствах (черепаха, ракета, молоток и т.п.) Лучше это использовать в решение задач для их большего понимания и нахождения ответов.

Используя аналогии и метафоры мы так же можем быть успешны в убеждениях. Успех более вероятен из-за того, что люди лучше запоминают и понимают новые идеи, посредством сравнения со старыми уже знакомыми.

Следующая запись: Ярлыки и категории: плюсы и минусы для решения задач



Понимание, Направленное мышление, Психология, Решение задач

Previous post Next post
Up