Зинаида Серебрякова, художница милостью Божией... Часть 2

Jun 06, 2014 21:20

Продолжение. Начало см.: http://eho-2013.livejournal.com/378275.html



Автопортрет в красном

Свалившаяся на Зинаиду Серебрякову слава в сущности мало что изменила в ее жизни. Она не стремилась блистать в салонах Петербурга, а предпочитала проводить много времени в сельском имении Нескучное с семьей и детьми, занимаясь творчеством исключительно для души. В 1911 году она стала членом художественного объединения "Мир искусства", но в отличие от своих коллег по цеху, которые считались лидерами русского модерна, Зинаида тяготела к простым сюжетам и реалистической манере живописи. Живя на природе и много общаясь с окрестными крестьянами, она много и охотно писала простых людей и картины сельской жизни. С 1914 года критики заговорили о "крестьянской серии" Серебряковой как о новом слове в современном искусстве.


Имение Нескучное, где Зинаида обычно жила с семьей с весны до поздней осени.



Крестьяне. Обед. 1914



Крестьянка с квасником. 1914



Беление холста. 1917

В жизни семьи Серебряковых мало что изменила даже начавшаяся Первая мировая война. Имение оказалось в тылу (то, что немцы могут дойти до Харькова и Курска, никому и в голову не приходило), и тут тянулась все та же спокойная, размеренная жизнь. Конечно, мужчины уходили на фронт, кто-то из них погибал, вокруг появлялось все больше вдов и сирот... Помещики старались помочь семьям, потерявшим кормильцев.
Война втягивала в свой водоворот и родных Зинаиды, и ее друзей...



Портрет брата, Евгения Лансере. 1915

Муж Зинаиды, Борис Серебряков на фронт призван не был и продолжал служить гражданским инженером по железнодорожному ведомству. Правда, ему по-прежнему приходилось надолго уезжать из дома, а Зинаида страшно тосковала. С августа 1914 года Б.А.Серебряков - начальник изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск - Бодайбо, а позднее, вплоть до 1919 года, он принимает участие в строительстве железной дороги Уфа - Оренбург.



Портрет Бориса Серебрякова

Если бы не тоска по мужу, слишком часто бывавшему в разъездах, Зинаида была почти счастлива. Дети, природа родных мест, творчество, спокойная, радостная жизнь в родительской усадьбе... Казалось, что перед молодой художницей открываются блестящие перспективы.


Зинаида Серебрякова с детьми. 1914

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве: этому зданию, считавшемуся постройкой века, предполагалось придать не просто роскошный, а в высшей степени элегантный и современный вид. Бенуа, понимая, что фронт работ неохватен, предложил принять в них участие Евгению Лансере, Борису Кустодиеву, Мстиславу Добужинскому и Зинаиде Серебряковой. Зинаиде было предложено создать эскизы панно на восточную тему - азиатский колорит был ей тогда близок и интересен. К сожалению, этот проект так и не был воплощен, и эскизы Серебряковой - аллегории Индии, Японии, Сиама и Турции в прекрасных женских образах -  так и остались невоплощенными.



Эскиз "Турция"



Эскиз "Сиам"

Зинаида не сразу осознала трагизм революционных событий 1917 года. Но жизнь стала быстро меняться. Крестьяне, с которыми у нее всегда были прекрасные отношения, однажды пришли к ней и, пряча глаза, сказали, что завтра придут экспроприировать, так теперь положено. Потом началась гражданская война, через Нескучное проходили разные банды, дограбливая недограбленное. Часть имения была сожжена... Но самое страшное, в 1919 году муж Борис, добиравшийся к семье в военных теплушках, в условиях страшной антисанитарии, заразился сыпным тифом. Тяжело больной, он все-таки вернулся домой и умер на руках у Зинаиды от вызванного тифом паралича сердца.


Портрет мужа, Бориса Серебрякова

Смерть супруга стала страшной трагедией для Зинаиды Серебряковой. Она никогда не пыталась никем его заменить, не вышла повторно замуж, и даже десятилетия спустя признавалась близким, что мысленно обращается к Борису в сложных ситуациях и просит у него помощи. А сложная ситуация дала себя знать сразу же - Зинаида с четырьмя детьми и больной матерью осталась без всякой помощи и поддержки  в разграбленном и разоренном имении. Встал вопрос о куске хлеба в самом прямом смысле этого слова - художнице и ее близким грозил голод, а кругом бушевала Гражданская война, в которой человеческая жизнь перестала что-либо стоить...


Карточный домик. 1919

Именно тогда Зинаида написала картину "Карточный домик", изобразив на ней своих осиротевших детей и эфемерное здание, возведенное из карточной колоды. При взгляде на полотно сразу возникала мысль - очень трудно что-то построить и создать, и так легко, почти случайно все может обрушиться.

Продолжение следует.

усадьбы, дети, портреты, Серебрякова, живопись, Первая мировая война, Гражданская война

Previous post Next post
Up