Зинаида Серебрякова, художница милостью Божией... Часть 1

Jun 02, 2014 20:20



Автопортрет с дочерьми

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, русская француженка, была потомком двух родов, оставивших гигантский след в русской культуре - Лансере и Бенуа. Основатель русской ветви рода Бенуа бежал в Россию от ужасов Великой Французской революции, а Лансере осел в России после войны 1812 года. И та, и другая ветвь предков Зинаиды были богаты на таланты. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы, основатели прославленных художественных обществ и новых направлений в искусстве находились с ней в ближайшем родстве.


Имение Нескучное

Родилась Зиночка в Нескучном, имении своего отца Евгения Александровича Лансере, известного скульптора. Имение находилось в Белгородском уезде Курской губернии (ныне - в Харьковской области Украины). Семья проводила здесь, среди южной природы, каждое лето - отец, страдавший туберкулезом, восстанавливал здесь силы после холодного Петербурга. Зиночке Лансере было всего два года, когда отец скончался. Но творческим развитием девочки занимались другие родственники - брат, Евгений Лансере-младший, дядя, брат матери Александр Бенуа. Да и мать Екатерина Николаевна, урожденная Бенуа, в молодости считалась очень талантливым и многообещающим художником-графиком, пока не посвятила себя семье. Но дать дочери первые уроки рисования она могла вполне профессионально.
Впрочем, скромную и застенчивую девочку в семье долго не хотели считать талантом и занимались с ней скорее для общего развития, чем с целью вырастить из нее большого мастера.



Вид из окна. Нескучное

Рядом с имением текла речка Муромка, на другом берегу которой стоял хутор с большим домом. Он принадлежал родственникам Лансере Серебряковым. Зинаида Александровна Серебрякова, урожденная Лансере, была сестрой отца Зины (получившей свое имя как раз в честь тети), а отпрыски Серебряковых - самыми большими друзьями своих маленьких кузенов Лансере. Зиночка тяжело сходилась с другими детьми и друзей у нее было мало, но Боря Серебряков стал самым главным и самым преданным ее другом.
Подраставшая Зина решила учиться живописи, но родные по-прежнему не относились к ее увлечению серьезно. Девочка могла бы учиться в Петербургской академии художеств, хотя бы как вольнослушательница, а посещала школы и студии для любителей. Сперва Зина недолго ходила на занятия в художественную школу меценатки княгини Тенишевой, потом - в студию Браза. Но педагоги сумели развить природные способности девушки.


В студии Браза (Зинаида изобразила себя за мольбертом)

В этот же период Зиночка и Борис Серебряков поняли, что их связывает нечто большее, чем просто детская дружба и родство, и решили пожениться. Оказалось, что это не так просто - во-первых, церковь не поощряла браков между двоюродными братьями и сестрами, а во-вторых, жених и невеста принадлежали к разным конфессиям - Зинаида была католичкой, а Борис православным. Для такого брака тоже требовалось специальное разрешение. Пришлось повоевать с церковными властями, но Борис и Зинаида добились права заключить официальный брак.


Борис Серебряков учился в Институте путей сообщения и мечтал строить железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке. Для студенческой практики он выбрал Маньчжурию и оказался в Лаоляне в самый разгар Русско-японской войны, когда русская армия терпела поражения. К ужасу родни и, особенно, Зины.
Но как бы то ни было, Борису удалось вернуться с "сопок Маньчжурии" домой живым и невредимым, и в сентябре 1905 года, когда в России уже пылала революция, молодые обвенчались в церкви Нескучного.
До женитьбы Борис Серебряков был близок к левым студенческим кругам, но война и ужасы революции охладили его пыл. Обвенчавшись, Зина и Борис уехали в долгое свадебное путешествие в Париж.
В Париже молодые супруги продолжили свое образование - Зинаида стала посещать занятия в художественной Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис поступил вольнослушателем  в Высшую школу дорог и мостов. Зинаида была потрясена яркой и бурной художественной жизнью Парижа, новыми веяниями и течениями в живописи, необычными творческими экспериментами. Хотя он сама считала, что осталась верна реализму, многие критики склонны относить ее работы к русскому импрессионизму.
Вернувшись в Россию, Зина и Борис обосновались в Нескучном. Зинаида много времени проводила за мольбертом, и ее становление как художницы, обладающей своей творческой манерой и своим видением задач искусства, шло очень быстро. Борис поначалу занимался поместьем, хозяйством, семьей, но как только ему удалось найти службу по специальности, он в полной мере увлекся железнодорожным строительством и не отказывался от командировок в далекие уголки Сибири. Зинаида и дети, которые появлялись на свет один за другим, очень скучали, но тем радостнее были встречи, когда глава семьи возвращался домой. Брак оказался счастливым, хотя супруги казались всем очень разными людьми: рациональный технарь Борис и восторженная художница, эстетка Зина, витающая в собственных мечтаниях.
Муж и жена души друг в друге не чаяли...


Супруги в имении. Борис возится с детьми, а Зинаида как всегда рисует...



Портрет Бориса Серебрякова

У Бориса и Зинаиды родилось четверо детей, два мальчика и две девочки. В 1906 году родился Евгений, в 1907 - Александр, в 1912 - Татьяна, в 1913 - Екатерина... Казалось бы, молодой матери теперь нужно было забыть о своих творческих исканиях и посвятить себя семье. Но как раз в конце 1900 - начале 1910-х годов радости материнства для Зины оказались связаны с взлетом карьеры художника, известностью и почти славой.
Обязана этим Зинаида Серебрякова была своему автопортрету, который создавала для себя. Эта работа известна также под названием "Зимнее утро" или "За туалетом".



Портрет был написал зимой 1909 года, когда Зина с детьми задержалась в имении, ожидая мужа из служебной поездки.
«Мой муж Борис Анатольевич, - вспоминала Зинаида Серебрякова, - был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге... Я решила дождаться его возвращения, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг - всюду сугробы, выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь «на туалете».
Брат Зинаиды Евгений Лансере, готовя выставку объединения "Мир искусства" (он был в числе его основателей, а Зинаида в число "мирискусстников" не входила), предложил ей выставить какую-нибудь из своих работ. Просто, чтобы придать сестре уверенность в своих силах. Она прислала на выставку автопортрет... и, что называется, проснулась знаменитой. На вернисаже были выставлены картины Серова, Кустодиева, Врубеля и других художников, но фурор произвел автопортрет начинающей, никому еще, кроме близкого окружения, неведомой художницы... Эта работа и еще две картины Серебряковой были приобретены для Третьяковской галереи.

Продолжение следует.

усадьбы, портреты, Серебрякова, живопись, Серебряный век

Previous post Next post
Up