Пара слов о князьях Юсуповых. Часть 4

May 06, 2014 14:32

Продолжение. Начало см.: http://eho-2013.livejournal.com/353832.html
http://eho-2013.livejournal.com/355147.html
http://eho-2013.livejournal.com/356635.html

Князь Николай Юсупов потерял почти всю семью: сына, дочь Татьяну, жену... Его супруге Татьяне Александровне не было и пятидесяти лет, когда она покинула этот мир. С  князем осталась только дочь Зинаида, единственная близкая душа и наследница его многомиллионного состояния.



Княгиня Татьяна Александровна Юсупова (де Рибопьер) незадолго до смерти



Княжна Татьяна Николаевна Юсупова, умершая в молодости

Князь Юсупов из-за своих потерь сильно изменился. Он как-то потемнел лицом, стал раздражительным, резким и даже грубым. Друзья постепенно от него отходили из-за накопившихся обид. Но многие прощали князя, зная, что он порой бывает просто не в себе - слишком много горя пришлось ему пережить.



Могила княжны Татьяны Николаевны с ангелом работы скульптора Антокольского. Ангел, установленный по просьбе отца, был снят с надгробья в 1936 году.

Княжна Зинаида Юсупова была образованной девушкой, доброжелательной, с хорошими манерами. Ей с детства приходилось общаться с лучшими представителями творческой и научной интеллигенции - князь Николай Юсупов, будучи вице-директором Петербургской Публичной библиотеки, обладал широкими знакомствами в этих кругах и гостеприимно приглашал всех знакомых в свой дом. Но будучи одновременно и человеком, близким ко двору, князь нередко проводил в своем доме балы, званые вечера и приемы в интересах императорского семейства, а не только ради собственного удовольствия. Например, в 1875 году в Петербург для неофициальных переговоров с Александром III прибыл французский генерал Ле Фло. Франции нужна была поддержка в политических действиях против Бисмарка, но провести официальный визит и переговоры на уровне глав государств из дипломатических соображений оказалось нежелательно. Юсупов по поручению императора устроил спектакль в своем театре и парадный обед по завершении представления. Было несколько сот приглашенных, в том и числе и французский генерал в качестве личного гостя князя Юсупова (матушка князя по-прежнему проживала во Франции и прекрасно знала верхушку местного общества, так что приезд знатного француза в гости к Юсуповым никого не удивил). Во время званого вечера русский царь и французский генерал нашли возможность переговорить без свидетелей. "Смотри и помни, - сказал тогда князь Юсупов дочери Зинаиде, -  на твоих глазах решается судьба Франции!"
Будучи меценатом и общественным деятелем, Юсупов нередко отдавал свой дом и для проведения различных благотворительных мероприятий.


Благотворительный базар во дворце Юсуповых

Княжна Зинаида была младшей дочерью в семье, но к несчастью, со временем осталась единственной. В подростковом возрасте и ранней юности внешне она была обычной девочкой, пухленькой и немного флегматичной. Однако, взрослея, Зинаида очень похорошела. Смерть сестры Татьяны от тифа (болезнь, игравшая наряду с холерой страшную роль в роду Юсуповых) произвела на Зину тяжелое впечатление. Она очень переживала, и следы этих внутренних страданий, как ни странно, придали ее красоте необыкновенную одухотворенность и драматизм. Зинаида Юсупова по праву считалась одной из первых петербургских красавиц.



Зинаида Юсупова в детстве



Зинаида Юсупова в ранней юности в первом парадном придворном наряде



Зинаида Юсупова в зрелом возрасте (Константин Маковский написал этот портрет в 1900 году, когда княгине Юсуповой было 39 лет)

Николай Юсупов безумно любил дочь, но и ей доставалось от причуд отца. Особенно не любила она совместные путешествия за границу - отец мелочно экономил, занимал номера в дешевых гостиницах и старался не давать чаевых прислуге, встречая в ответ плохо скрытое презрение. Но бывать за границей "принцесс Юсупофф" приходилось часто. Отец мечтал выдать Зину замуж за какого-нибудь принца из европейских владетельных домов. Да и бабушку Зинаиду Ивановну, жившую во Франции, надо было навещать. Все время, пока бабушка была жива (а дожила она до 100 лет), Зинаида-младшая ездила к ней в гости - сперва с отцом, потом с мужем, потом с собственными сыновьями, правнуками старой княгини.



Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, графиня де Шаво, маркиза Серр (урожденная Нарышкина) в старости

Старая княгиня Зинаида Ивановна довольно благополучно жила со своим французским мужем, которого она увенчала купленными титулами. Но после его смерти (а никто не думал, что она переживет супруга, бывшего на 25 лет ее младше) княгиню ждал неприятный сюрприз. Замок в Бретани, приобретенный, отремонтированный и роскошно обставленный на ее деньги, Зинаида Ивановна в порыве щедрости оформила на имя мужа, чтобы у него не было "комплекса бедности". А муж тайно написал завещание на имя своей сестры. И когда графа в 1889 году не стало, старой княгине Юсуповой,  графине де Шаво, маркизе Серр (и все в одном лице!) попытались указать на дверь из ее же заботливо свитого семейного гнезда. Пришлось ей из принципа выкупать замок у родственников мужа, и вдова, когда-то вложившая в поместье полмиллиона франков, потратила еще полтора, чтобы оставить его за собой. Увы, после всего пережитого любимый замок быстро опротивел княгине. Она все реже стала приезжать в свое поместье из Парижа, а потом решила подарить собственность департаменту Финистер. Многочисленные произведения искусства, собранные в замке, оставались на месте, замок превращался в музей. Менять что-либо в нем, вырубать деревья  парке, выполнять любые перестройки и использовать поместье для чего-либо, кроме эстетического воспитания народа, по условиям дарственной было запрещено.
(В 1924 году Феликс Юсупов, оказавшись в эмиграции, нашел нарушения условий дарственной в использовании замка и по суду вернул собственность своей матери, как прямой наследнице старой княгини).



Князь Николай Борисович Юсупов (это не фотография, а портрет кисти Сергея Зарянко)

План князя Николая Борисовича Юсупова по престижной женитьбе дочери Зинаиды казалось бы успешно претворялся в жизнь. Князю очень хотелось увидеть Зиночку на каком-нибудь троне. Отбоя от женихов в России у нее не было, но все получали отказ. Хуже было, что отказ от капризной княжны получали и принцы... Князь предварительно сговорился с очередным возможным женихом - принцем Александром Баттенбергским, ставшим в 1779 году, в 22 года, правителем освобожденной от турецкого ига Болгарии. Дело стояло за малым - молодые люди должны были познакомиться и понравиться друг другу... И тут в дело вмешалась судьба.
В свите принца Баттенбергского, племянника императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, были русские офицеры. На одного из них, молодого адъютанта принца, графа Феликса Сумарокова-Эльстона была возложена обязанность вести переговоры с невестой и представить ей жениха. И именно молодой граф мгновенно покорил сердце первой невесты Петербурга, да и всей Европы... Баттенбергу было отказано.

Продолжение следует.

Дом Романовых, Юсуповы, история России, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up