Пара слов о князьях Юсуповых. Часть 3

May 04, 2014 22:11

Продолжение. Начало см.: http://eho-2013.livejournal.com/353832.html
 http://eho-2013.livejournal.com/355147.html



Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова (Нарышкина)

При жизни Бориса Николаевича, хотя князь и княгиня Юсуповы практически проживали раздельно, в обществе считалось, что неудачное замужество красавицу Зинаиду придавило и сделало несчастной, а муж ее невероятно скучен.
А. И. Тургенев называл Юсупову «прикованным зефиром», и отмечал, что «всё в ней ещё - поэзия. Только её муж напоминает презренную прозу». Все знакомые говорили о поразительной красоте Зинаиды Ивановны, ее доброте, кротости и... безотказности. У нее было множество романов, о которых сплетничали в Петербурге, особенно после того, как княгиня разъехалась с мужем. Один из ее возлюбленных, кавалергард Николай Жерве, вынужденный расстаться с княгиней, отправился на Кавказ "искать смерти". И действительно был тяжело ранен в Чечне и через два месяца скончался. Императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, писала графине С. А. Бобринской о печальных новостях:
"Вздох о Лермонтове, об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать её выдающейся звездой. Два вздоха о Жерве, о его слишком верном сердце, этом мужественном сердце, которое только с его смертью перестало биться для этой ветреной Зинаиды ".


Но пока императрица скорбела по Николаю Жерве, император... крутил роман с княгиней Юсуповой. Ее правнук Феликс Юсупов , в детские годы хорошо знавший прабабку, писал: "Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик - в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ".



"Домик" княгини Юсуповой в Царском Селе

Еще один жгучий роман княгини был большой тайной - она увлеклась революционером-народником, много жертвовала на революцию, а когда любовник был арестован и заключен в крепость в Финляндии, снова купила участок по-соседству и быстро построила домик, чтобы наблюдать за заключенным в окно его камеры. Дальше последовало что-то совершенно невероятное - княгиня подкупила охрану, устроила побег и где-то спрятала своего революционера. Исчез он бесследно, а в семье Юсуповых больше никогда не упоминали его имени. Но Феликс Юсупов рассказал об интересном и даже страшном факте: "В 1925 году, живя в Париже в эмиграции, прочел я в газете, что при обыске наших петербургских домов большевики нашли в прабабкиной спальне потайную дверь, а за дверью - мужской скелет в саване… Потом гадал и гадал я о нем. Может, принадлежал он тому юному революционеру, прабабкиному возлюбленному, и она, устроив ему побег, так и прятала его у себя, пока не помер? Помню, когда, очень давно, разбирался я в той спальне в прадедовых бумагах, то было мне очень не по себе, и звал я лакея, чтобы не сидеть в комнате одному".



Зинаида Ивановна Юсупова в 1840-х годах

Овдовев, Зинаида Ивановна рассорилась с императором Николаем, отправилась в Париж, купила там роскошный особняк и стала принимать у себя весь высший свет. Наполеон III был страшно влюблен в сорокалетнюю вдову, всячески ее домогался, но получил отказ. Тем временем, в Петербурге для княгини строился новый дом на Литейном проспекте. Дворец на Мойке она оставила выросшему сыну Николаю. "Литейный" особняк был меньше по размеру, но не менее роскошным, а главное - полностью отвечал вкусу княгини. Весь облицованный камнем, с кариатидами и скульптурами, особняк был похож на дворцы эпохи Возрождения.


Особняк княгини Юсуповой на Литейном проспекте

Вернувшись в Петербург, княгиня продолжала бывать в Париже и в конце 1850-х годов ее настигла там новая любовь. Зинаиде Ивановне было 50 лет, ее избраннику, капитану французского Генерального штаба Луи Шарлю Оноре Шаво на 25 лет меньше. Княгине казалось, что никогда в жизни она не любила так сильно. В 1861 году она обвенчалась со своим избранником в Санкт-Петербурге. Русский двор был недоволен - такой мезальянс для дамы, относившейся к знатнейшим кругам высшего общества, казался неприличным. Но у Зинаиды Ивановны были деньги... Она купила мужу титул графа, а заодно и маркиза де Серр, превратив его в важную персону (во Второй империи Франции это было возможно) и для проживания приобрела старинный замок в провинции Бретань - французскому графу и маркизу полагается жить в старинном замке. Запущенный замок был превращен в роскошный дворец - толк в роскоши княгиня, а теперь еще и графиня, и маркиза Юсупова-де Серр-Шаво понимала. Угодья вокруг замка столь же быстро преобразились в великолепное поместье с парком, конюшнями и виноградниками... Для мужа, чтобы он не скучал, пришлось купить еще и высокую должность в местном департаменте.



Зинаида Ивановна с супругом, графом де Серр-Шаво

Сын Зинаиды Ивановны, молодой князь Николай Борисович Юсупов жил в Петербурге. Вниманием родителей, вечно занятых своей жизнью и своими проблемами, он не был избалован с детства, но няни, гувернантки и гувернеры относились к делу ответственно и воспитали мальчика хорошо. Он был крестником Николая I, с детских лет бывал при дворе и, как только окончил юридический факультет Петербургского университета, начал служить в Императорской канцелярии. Потом попробовал себя и на дипломатическом поприще, но карьеры не сделал. Служба его не интересовала, все силы молодой князь отдавал общественной и благотворительной работе.


Замок в Бретани, приобретенный Зинаидой Ивановной

Он был почетным опекуном Ведомства императрицы Марии Федоровны, занимаясь приютами, училищами для глухонемых, учреждениями Красного Креста и т.д, и вкладывал в свои начинания большие деньги. Во время Крымской войны князь Юсупов на свои средства собрал и экипировал пехотный батальон, отправив его воевать. Много денег вложил князь и в просветительство и издание книг на русском языке. Будучи человеком распорядительным и близким ко двору, в 1855 году он возглавил комиссию по организации коронации Александра II.


Князь Николай Борисович Юсупов

После удачно проведенной коронации князь Юсупов мог сделать блестящую карьеру при дворе. Но его больше интересовали благотворительность и искусство. Князь собрал великолепные коллекции живописи, значительно расширив те собрания, что уже существовали в его семье. У него была уникальная коллекция ценных скрипок (мальчика с детства учили музыке и он ее любил, став почетным членом Римской и Парижской консерваторий). Пополнял он и редкостное собрание юсуповских драгоценностей, приобретая среди прочего ювелирные шедевры из собрания Наполеона Бонапарта.
Кроме всего прочего князь довольно умело управлял многочисленными имениями и предприятиями, доставшимися ему от отца, и недостатка в деньгах не испытывал. Но у него так много денег уходило на хобби, меценатство и благотворительные проекты, что знакомые считали его скуповатым в обыденном быту. Приглашая гостей, он освещал во дворце только два-три зала, чтобы не тратить слишком много свечей, и очень не любил давать чаевые.
Зато в годы Русско-турецкой войны он снова прославился, оборудовав на свой счет санитарный поезд для перевозки раненых с Балканского театра военных действий в Петербург.


Современный облик особняка княгини Юсуповой на Литейном проспекте

Женился князь по большой любви на своей кузине Татьяне Александровне Рибопьер. Ее отец, граф Рибопьер имел французские корни, но давно обрусел и занял высокое положение при русском дворе, став членом Государственного Совета, а мать была из рода Потемкиных, связанных с Юсуповыми родством..Родители не хотели этого брака, боясь этого родства жениха и невесты, но уступили их мольбам.


Княгиня Татьяна Юсупова (де Рибопьер)

В отличие от деда и отца князь Николай Борисович был счастлив в браке. Правда, здоровье его жены оказалось довольно слабым. Князь приобрел усадьбу в Швейцарии и часто увозил супругу туда для проведения курса лечения. В семье родилось трое детей - мальчик и две девочки. Но они унаследовали плохое здоровье матери - сын умер в детстве, а одна из дочерей в двадцатилетнем возрасте. Опять в семье остался только один ребенок, да еще и девочка... Род Юсуповых оказался на грани исчезновения. И все же на замужество дочери Зинаиды князь и княгиня возлагали большие надежды, мечтая о внуках. Однако Татьяна Александровна умерла, так и не успев увидеть свою дочь в подвенечном наряде...

Продолжение следует.

аристократы, Дом Романовых, Юсуповы, замки, Санкт-Петербург, особняки, Франция

Previous post Next post
Up