Когда речь заходит о зарубежных художниках, мы прежде всего вспоминаем французских, итальянских, голландских и чуть реже английских мастеров. И до обидного плохо знаем живопись наших близких соседей, например, Польши. А там много интересных художников со своеобразной творческой манерой. Например, пейзажист и анималист Владислав Хмелинский (Chmielinski).
Сани на Замковой площади в Варшаве
Отечественные издания уделяют художнику обычно всего 2-3 фразы, почерпнутые, видимо, из какого-то одного источника. Даже годы его жизни везде указаны: 1911-1979, хотя польскоязычная Википедия дает: 1911-1999. А ведь работа Хмелинского "Уголок старой Варшавы", есть даже в собрании Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Уголок старой Варшавы (из собрания ГМИ им. Пушкина)
Старая Варшава времен его детства и юности, еще не разрушенная страшной войной, уютная и относительно благополучная - любимая тема художника. И вторая любимая тема - лошади. Во всех городских пейзажах Хмелинского (за редким исключением) обязательно найдется лошадка - пусть не на первом плане, но найдется. Лошадь тянущая сани, извозчичью пролетку, телегу, несколько лошадок, везущих свои экипажи встречным курсом... Как-то без них Хмелинскому творить было трудно.
Варшава. Замковая площадь зимой
Хмелинский родился в Варшаве (потому и изображал ее с таким трепетом, как родное, любимое место). В 15 лет он поступил в Муниципальную школу декоративного искусства и живописи и учился там целых пять лет, сначала закончив обучение по классу станковой живописи, а потом - акварели. В 1935 году он приступил к созданию большой серии акварелей, изображающих наиболее значительные и интересные в архитектурном отношении места Варшавы.
Зима в Варшаве
Изредка он писал виды других польских городов, например, Кракова, но варшавская мелодия была для Хмелинского главной. С 1936 года он стал работать под псевдонимом Стахович, но три года спустя вернулся к собственному имени. Возможно, начало Второй мировой войны и оккупация Польши гитлеровской Германией заставила его многое переоценить.
Старый город в Варшаве
Дворец на воде. Варшава
После войны Хмелинский стал работать в основном в технике масляной живописи. Теперь он все больше внимания уделял своим любимым лошадям, изображая их уже не на улицах Варшавы, а в сельской местности, на фоне занесенных снегом хаток или зеленых садов.
Деревенские гонки
Гонки по снегу
В 1950-х годах к художнику пришла настоящая слава. Варшаву поднимали из руин, но она уже не была той, что прежде. И варшавяне, мучаясь ностальгией по довоенному прошлому, обратились к картинам Хмелинского, на которых были остановлены мгновения счастливой жизни. Иногда художник переводил в "масло" свои собственные акварельные эскизы с видами старой Варшавы.
Варшава. Зима. Ступени оперного театра
Тот же пейзаж, масло.
В 1967 году художник уезжает в Данию (судя по произведениям польской писательницы Иоанны Хмелевской, в то время у польской интеллигенции была мода под разными предлогами уезжать в Данию, и в Копенгагене собралось большое польское землячество). Но Хмелинский долго в Дании не выдержал (как и писательница Хмелевская) и через два года вернулся на родину.
Варшава. Замковая площадь
Ночная площадь
Зимний пейзаж
Возле костела Святой Анны
Если в России творчество Хмелинского известно мало, то в США у него много поклонников, в основном из числа польской диаспоры. Прежде всего те люди, кого военное лихолетье вырвало из родного дома и прибило к чужим берегам, стали главными покупателями картин художника, чтобы иметь в своем доме "частичку родины". А теперь их дети и внуки, гордящиеся польскими корнями, так же тепло относятся к работам варшавского художника.
Старая рыночная площадь
Варшава. Городская улица зимой
Костел Святой Анны
Костел Святого Креста