В комментариях к одной из моих записей была поднята тема выставки художника Константина Коровина, которая проходила в Санкт-Петербурге в Русском музее осенью 2011 года. Эта выставка произвела впечатление на многих, и я хочу о ней напомнить. А может быть, и немного рассказать о ней тем, кто не смог оказаться в Питере в нужное время и посетить Русский музей.
Портрет Константина Коровина работы Валентина Серова (этот портрет на выставке не экспонировался, так как принадлежит кисти другого художника; но зримо представить облик человека, о котором пойдет речь, он поможет)
Выставка была особенно интересна тем, что представленные на ней картины собирались из самых разнообразных мест, а не только из Русского музея и Третьяковской галереи, как бывает обычно. Областные музеи, музей-заповедник Поленова, Исторический музей в Москве, музей-квартира Бродского. частные коллекционеры также экспонировали работы художника. Собранные в одном месте, может быть, впервые, эти картины дали редкостно полное представление о творчестве Коровина в разные периоды жизни. Вот лишь несколько произведений из тех, что были выставлены в Русском музее.
Настурции. 1888 год
Цикл работ "дачной" тематики был написан Коровиным в Жуковке на даче Поленова, и на полотнах появляются друзья и родственники Поленова из числа гостившей у него компании.
В лодке (Коровин изобразил себя и молодую художницу Марию Якунчикову, сестру жены Поленова Натальи)
За чайным столом (все та же дачная компания)
Осень. Аллея в Жуковке. 1888 год
У самого Коровина тоже была "дача" - деревянный домик во Владимирской губернии, скромное жилище с вечным "творческим беспорядком". Его он запечатлел, даже не попытавшись приукрасить.
Охотино. Интерьер. 1913 год
Картины родной природы были знакомы Коровину не только по дачным окрестностям.
Северная идиллия
Были представлены и гигантские панно, которые Коровин готовил для оформления Российского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Они украшали отдел Крайнего Севера. К сожалению, в Русском музее из-за большого размера их разнесли по разным залам, и представить, как в целом выглядела русская северная экспозиция на Всемирной выставке, было трудно.
Поезд самоедов
Конечно, не только Парижская выставка, но и сам Париж рубежа 19 и 20 веков оставил след в творчестве художника.
Парижское кафе. Вторая половина 1890-х годов
Париж. После дождя. 1897 год
Бульвар Капуцинок. 1906 год
Париж. Кафе де ля Пэ. 1906 год
Константин Коровин был хорошо знаком с Федором Шаляпиным и даже оставил о нем книгу воспоминаний. И естественно, писал его портреты в разные периоды жизни.
Федор Шаляпин. 1906 год
Федор Шаляпин. 1911 год
Федор Шаляпин. 1921 год
Мастерскими были и натюрморты Коровина. Букеты роз или сирени писали многие художники, но коровинские цветы всегда индивидуальны. Казалось бы, нагромождение грубых пятен, и вдруг оно совершенно волшебным образом превращается в живой, трепещущий цветок.
Натюрморт. Розы. 1910 год
Сирень. 1915 год
Розы. Начало 1930-х годов
Пейзажи, написанные Коровиным на родине, обычно проникнуты светом, они радостны, несмотря на то, что писались порой в трудное время.
Москворецкий мост. 1914 год
Пристань в Гурзуфе. 1914 год
Эти картины отражают еще довоенное время с его благополучием и спокойствием. Но столь же радостной кажется и пейзаж, работа над которым шла весной 1917 года. Затянувшая война, жертвы, революционное брожение, приведшее к роковым событиям Февраля и отречению императора... А картина радостная и солнечная, видимо, олицетворяет общие надежды на новую прекрасную жизнь.
Весна. 1917 год
Увы, революционные годы не принесли Коровину ничего, кроме разочарования и отчаяния. В 1923 году он навсегда уезжает во Францию и обосновывается в своем любимом Париже. Но парижские работы почему-то чаще всего написаны темными красками с желтыми пятнами электрических огней; Париж у Коровина - ночной, живущий своей жизнью, опасной и манящей.
Париж. 1930-е годы
В 1934 году в Париже Коровин работает над декорациями к фильму "Борис Годунов". Речь идет об одной из мрачнейших страниц российской истории, но при мысли о родине настрой Коровина меняется, и палитра художника снова играет яркими красками.
В 1938 году, за год до смерти, Константин Коровин завершил свой автопортрет. Седой, мудрый человек, много повидавший на своем веку, смотрит на нас с полотна усталыми глазами. Что ждет его впереди? Могильный камень на русском эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-дю Буа или долгая слава на родине?