Оригинал взят у
lenarudenko в
Петергоф. Счастливое детство царевича АлександраВ парке Александрия (Петергоф) есть еще один летний царский домик с уютным названием "Фермерский дворец". Здесь вырос будущий император-освободитель Александр II - сын Николая I и Александры Федоровны (об их семейной жизни я писала в посте
Мистическая обитель императрицы).
Фермерский дворец в наши дни (фото мои)
Александр II воспитывался в атмосфере родительской любви и заботы, но в строгости. Николай I не хотел вырастить из сына "изнеженного принца", и требования к наследнику престола были высоки с раннего детства.
"Фермерский дворец" в 19 веке. Александр II часто проводил лето в доме своего детства.
Здесь принималось решение об отмене крепостного права
В "Фермерском дворце" рядом с покоями маленького Александра располагался коровий хлев - благодаря этой особенности дворец получил такое название. По предписаниям медиков - наследнику требовалось самое свежее молоко. Для Александра в Англии были куплены пять коров - самых лучших в Европе.
Александра Федоровна с сыном Александром и дочерью Марией
Будущий наставник царевича - Василий Жуковский, будто предвидя великие дела наследника, посвятил Александре Федоровне эти стихи.
«Лета пройдут, подвижник молодой,
Откинувши младенчески забавы,
Он полетит в путь опыта и славы...
Да встретит он обильный честью век!
Да славного участник славный будет!
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: "человек".
Жить для веков в величии народном,
Для блага "всех - свое" позабывать,
Лишь в голосе отечества свободном
С смирением дела свои читать:
Вот правила царей великих внуку.
С тобой ему начать сию науку».
Будущий Александр II родился в 1818 году, когда еще царствовал его дядя Александр I (старший брат Николая I). У Александра I не было детей, и после рождения племянника он решил передать престол своему младшему брату Николаю.
Николай I вспоминал слова старшего брата о решении передачи престола - «…силы его ослабевают; что в нашем веке государям, кроме других качеств, нужна физическая сила и здоровье для перенесения больших и постоянных трудов; что скоро он лишится потребных сил, чтоб по совести исполнять свой долг, как он его разумеет; и что потому он решился, ибо сие считает долгом, отречься от правления с той минуты, когда почувствует сему время».
"Фермерский дворец" в 19 веке
Игрушечная пожарная каланча. Царские дети любили играть в пожарников
Когда Александру исполнилось шесть лет, у него появились наставники Карл Мердер и Василий Жуковский, мудрые уроки которых помогли воспитать императора-освободителя.
Жуковский писал Императрице: «Ваш сын, Государыня, передан ныне на попечение двух лиц... На Мердера возложено нравственное воспитание; мне поручено наблюдение за учебною частью».
Основной задачей Мердера было воспитание в Александре военных талантов.
«Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладавшего ясным и любознательным умом и твердой волей (что подтверждает и его собственный дневник). Твердость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью» (Л. Г. Захарова, "Александр II").
Цесаревна Ольга, сестра Александра, вспоминала: «Он [Мердер] не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадлежал Семье».
«Я покоен насчет моего сына, он в хороших руках», - сказал Николай I наставнику Мердеру.
Василий Жуковский
Карл Мердер
Коллега Мердера - Жуковский старался, чтобы военное дело не стало основным в воспитании. Наставник писал матери Александра:
«Государыня, простите мои восклицания, но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве - казарму» .
Два наставника сумели прийти к соглашению воспитать - "не царя, а человека".
В 1828 году в письме к императору Николаю I Жуковский писал:
«… я совершенно счастлив моим товариществом с нашим почтенным редким Мердером. Мы идем с ним к святой цели рука об руку; еще не было между нами ни в чем разногласия»
Александр с сестрой Марией
Человеческим качествам воспитанника наставники уделяли особое внимание.
Жуковский учил Александра:
«Владычествуй не силою, а порядком, истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа... Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».
Мердер помимо военных талантов старался воспитать в будущем императоре доброту и благородство: «Буду считать себя весьма несчастным, если не достигну того, что он будет считать единственным истинным наслаждением - помогать несчастным».
Александр в 9 лет
Учителя отмечали ум, любознательность, изобретательность и доброту Александра.
«Говорят, что больше всего в редкие минуты свободного отдыха любил будущий Император выстраивать карточные домики. Этаж за этажом возводил гигантские сооружения, разваливающиеся от малейшего неверного движения… У Александра эти домики не разваливались. Изобретательность и осторожность, проявляемые им, кажется, не знали границ…» (Николай Коняев. "Игрушки русских Императоров").
Царевич Александр любил своих близких. В дни разлуки писал им трогательные письма, рисовал картинки.
«Нежное чувство к родителям - одно из прекрасных качеств Великого Князя» - писал Мердер.
Александр с сестрой Марией
Но даже наследникам престола свойственна лень в учебе - как и большинству детей.
С детства Александра учили преодолевать свою леность.
Мердер писал о десятилетнем воспитаннике: «Великий Князь, от природы готовый на все хорошее, одаренный щедрою рукою природы всеми способностями необыкновенно здравого ума, борется теперь со склонностью, до сих пор его одолевавшую, которая при встрече малейшей трудности, малейшего препятствия приводит его в некоторый род усыпления и бездействия».
«лень у Александра Николаевича есть главный недостаток, от которого проистекают все прочие».
Ученый К. И. Арсеньев, читая сочинение Александра сказал: «захотел плакать с досады… начало было сделано хорошее, но остальное с величайшим нерадением».
Николай I тоже отмечал лень своего сына:
«Я заметил, что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам. Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе, без чего он будет потерян в нашем веке».
«что он любит только мелочные подробности военного дела» - замечал император.
Осенний парк дворца
Чтобы не вырастить из Александра «капризного принца», наставники были уверены - разумная строгость необходима.
«Его Высочество должен трепетать при мысли об упреке отца» - говорил Жуковский.
Строгое воспитание относилось ко всем царским детям. О вседозволенности и избалованности не могло быть и речи.
Рассказывали, что однажды за званым обедом, когда гости усаживались за стол, младший брат Александра, расшалившись, убрал стул у одного из министров. Гость, не ожидая подвоха, приземлился на пол. Тогда Николай I поднялся из-за стола и публично извинился перед гостем. Императрица последовала примеру мужа.
«Простите, это наше воспитание» - добавил Николай I.
Николай I готовил своего сына к любой опасности:
«Если, что Боже сохрани, случилось какое-либо движение или беспорядок, садись сейчас на коня и смело явись там, где нужно будет, призвав, ежели потребно, войско, и усмиряй, буде можно без пролития крови. Но в случае упорства мятежников не щади, ибо, жертвуя несколькими, спасешь Россию».
Парадный портрет царевича Александра
Фотографировать интерьеры запрещено, поэтому снова прилагаю акварели Э. Гау. В доме воссозданы интерьеры дворца, в который любил возвращаться взрослый Александр II.
Император был скромен в быту. В его комнатах отсутствует роскошное убранство. Также Александр II любил минимализм. У него даже ванна была "складной" - убиралась под диван. И ванная комната становилась кабинетом для отдыха.
Кабинет Александра II
Детская беседка
И еще несколько фото осеннего дворца и парка
До дворца можно доехать на паровозике
Мои посты о парке Александрия
Готическая капелла императоров Петергоф. Парк Александрия Мои посты об Александре II
Вещий камень императора Призрак белой дамы Семь убитых правителей