Виды старой Москвы. По древней Пречистенке... Часть 13

Dec 13, 2019 15:24

Продолжение.
Предыдущие посты серии о Пречистенке см.:
Часть 6. https://eho-2013.livejournal.com/1287460.html
Часть 7. https://eho-2013.livejournal.com/1291265.html
Часть 8. https://eho-2013.livejournal.com/1291611.html
Часть 9. https://eho-2013.livejournal.com/1297629.html
Часть 10. https://eho-2013.livejournal.com/1302975.html
Часть 11. https://eho-2013.livejournal.com/1307142.html
Часть 12. https://eho-2013.livejournal.com/1314397.html

Как ни крутись, а пост о Булгакове в пречистенской серии получается под номером 13...

В прошлой части мы внимательно рассмотрели доходный дом Исакова, возведенный в начале 20 века по проекту архитектора Л.Н. Кекушева.
Но на старых снимках за ним видны старые домики, которые не дожили до наших дней. Они до такой степени не были никому интересны, что их даже не фотографировали. И снимки, на которых они были бы запечатлены крупным планом, найти не удалось...


Частично это были остатки строений старой барской усадьбы, занимавшей когда-то весь квартал, частично - постройки второй половины 19 века. Когда их сносили, никто не пожалел (разве что бывшие обитатели, да и то не факт).
А в одном из этих маленьких особнячков на углу Малого Левшинского переулка и Пречистенки проживал Михаил Афанасьевич Булгаков...



Вид Малого Левшинского переулка неподалеку от угла Пречистенки в 1940-х годах

В 1924 году Булгаков знакомится с аристократкой Любовью Белозерской (чьи предки были из рода Белосельских-Белозерских), вернувшейся из эмиграции. Любовь Евгеньевна уже побывала замужем за известным журналистом Ильей Василевским-НеБуквой, но брак дал трещину в трудные времена Гражданской войны и эмиграции. Белозерская была очаровательной молодой женщиной, веселой, грациозной, еще не утратившей парижского шика. В ранней молодости она занималась балетом, для себя, в качестве увлечения, но эта подготовка, помноженная на талант, дала ей возможность устроиться в Париже танцовщицей в знаменитый Мулен-Руж и выступать там с сольными номерами...
Булгаков был сражен и покорен. Его первый брак тоже дал трещину, не выдержав испытаний тяжелым бытом Гражданской войны и скудного послевоенного времени, из-за чего накапливались взаимные разочаования и обиды в их отношениях с первой женой. И Булгаков, и Белозерская решили начать все сначала и весной 1925 года оформили брак.
Комнату в доме на Большой Садовой Булгаков оставил первой жене, а сам вместе с новой супругой занялся лихорадочными поисками жилья в Москве, испорченной "квартирным вопросом". Поначалу они приютились в маленьком флигельке во дворе особнячка в Обуховом (Чистом) переулке рядом с Пречистенкой (он тоже давно снесен)...
Но поиски жилья продолжались - супругам хотелось устроиться хоть немного лучше...



Летом 1926 г. Михаил Афанасьевич и Любовь Евгеньевна переезжают на новую квартиру, в Малом Левшинском, дом № 4 (по другим сведениям - дом № 2 или 2/4), на углу Пречистенки. Любовь Евгеньевна вспоминала, что их дом фасадом выходил на Пречистенку, хотя адрес числили по переулку.
Не сохранился и этот булгаковский уголок старой Москвы.



Вид Малого Левшинского переулка в сторону Пречистенки в 1959 году...

Юрий Федосюк рассказывал в своем путеводителе "Лучи от Кремля" (1978) о сносе старой застройки на углу Пречистенки и Малого Левшинского: "Высокий ровный дом с лоджиями воздвигнут в глубине владения № 30 в 1966 году. Нижний этаж его занимает уютное, со вкусом отделанное кафе. Перед зданием сквер, разбитый на месте старинных домиков".
Поначалу, в конце 1950-х, когда "ровного дома с лоджиями", построенного для сотрудников ЦК ВЛКСМ, еще не было, сквер действительно был похож на сквер...



Первоначальный вид сквера на Пречистенке, появившегося в конце 1950-х

Но несколько лет спустя без особого ухода сквер стал "вырождаться". Правда, его обнесли новой низкой решеткой, которую запечатлел неизвестный фотограф в 1960-х годах...



Для 1978, когда были изданы "Лучи от Кремля", слово "сквер" звучало уже слишком громко. Несколько старых деревьев, сохранившихся на месте бывших дворов, и немного чахлых кустиков.
В центре сквера на бывшей клумбе несколько десятилетий покоилась каменная глыба, обещающая, что на этом месте будет сооружен памятник художнику Сурикову. Памятник художнику (скульптор М.В. Переяславцев) установили только в 2003 году, благоустроив при этом площадку, выложив ее плитами, поставив фонари и лавочки. От "сквера" не осталось уже почти ничего.


Вот он, памятник Сурикову на углу Пречистенки и Малого Левшинского, рядом с местом, где стоял дом Булгакова. А на том месте, где у Пречистенских ворот жил Суриков, поставили памятник... Энгельсу, никогда не жившему в Москве. И стоит теперь Фридрих Энгельс в чужом городе лицом к восстановленному Храму Христа Спасителя, который (естественно, не копию. а оригинал) Суриков когда-то расписывал.

Самое обидное, что угловой "булгаковский" дом не мешал ни строительству "ровного дома с лоджиями" ординарной "начальнической" архитектуры (испортившего целый квартал старинной Пречистенки), ни разбивке сквера, ни подходам к "уютному кафе" - стандартной "стекляшке", побывавшей позже в ранге благотворительной столовой, потом перестроенной в коммерческий ресторан и, наконец, в антикварный магазин. Угол Малого Левшинского и Пречистенки, где стоял дом Булгакова, мыском уходит в сторону от всех этих архитектурных "шедевров". Его снесли просто "за компанию". Дом Булгакова, в котором мог бы появиться мемориальный музей, с уверенностью можно сказать, превратившийся бы в одно из самых популярных мест в Москве... Но сослагательное наклонение здесь неуместно - дом Булгакова в Малом Левшинском, как и в Обуховом, как и писательский кооператив в Нащокинском переулке, где Михаил Афанасьевич жил последние годы и умер, и  где проходила основная работа над "Мастером и Маргаритой", просто бездумно уничтожили.

На Пречистенке, в годы брака с Любовью Белозерской Булгаковым были написаны "Дни Турбиных", "Собачье сердце", "Зойкина квартира" и многие другие произведения. Ей посвящен роман "Белая гвардия". Она переводила для Булгакова с французского книги о Мольере, когда он работал над "Кабалой святош"... Здесь зародился замысел "Мастера и Маргариты" и началась работа над ним. Но главное - ее личные воспоминания легли в основу пьесы Булгакова "Бег" и она же во многом стала прообразом Серафимы Корзухиной.



Любовь Белозерская

"Наш дом угловой по Малому Левшинскому, - вспоминала Л.Е. Белозерская, - другой своей стороной он выходит на Пречистенку... Помню надпись на воротах: "Свободенъ отъ постоя", с твердыми знаками. Повеяло такой стариной... Прелесть нашего жилья состояла в том, что все друзья жили в этом же районе".
При всей скромности нового жилища Любови Евгеньевне и Михаилу Афанасьевичу нравилось здесь больше, чем в "вороньей слободке" Обухова переулка. Комнатки были маленькие, но их было две и они были изолированными! Вход в особняк был общим, но дверь в "аппартаменты" Булгаковых все же оказалась на отшибе и это создавало (в условиях коммуналки) хоть какую-то иллюзию обособленности жилья. По своей планировке комнаты очень отличались от парадных покоев бывшего барского особняка, Любовь Евгеньевна предполагала, что некогда здесь была детская, в которой жили с нянькой хозяйские малыши.
Булгаковым удалось создать в своем новом жилище какой-то уют. Стены по моде середины 19 века выкрасили краской - тогда это было модно. "Синяя" комната превратилась в спальню, "желтая" - столовую, гостиную, кабинет; по словам Любови Евгеньевны в ней "жили". В "желтой" комнате было большое красивое окно.
"Я давно мечтала об итальянском окне. Вскоре на подоконнике появился ящик, а в ящике настурция. Мака сейчас же сочинил:
      В ночном горшке, зачем - Бог весть,
      Уныло вьется травка.
      Живет по всем приметам здесь
      Какая-то босявка...

"Босявка" - южнорусское и излюбленное булгаковское словечко", - рассказывала Белозерская.
Старинный особнячок был превращен в настоящий коммунальный Ноев ковчег. "Домик был вместительный и набит до отказа. Кто только здесь не жил! Чета студентов, наборщик, инженер, служащие, домашние хозяйки, портниха и разнообразные дети. Особенно много - или так казалось - было их в семье инженера"... (Л.Е. Белозерская).
Кухня, как и во всех коммуналках, была общая, без газа и особенных удобств - на столах шумели примусы и керосинки, увенчанные кастрюльками и сковородами. Какие яркие картины коммунальных кухонь будут позже возникать на страницах булгаковских книг: "Два примуса ревели на плите, возле них стояли две женщины с ложками в руках и переругивались.
- Свет надо тушить за собой в уборной, вот что я вам скажу, Пелагея Петровна, - говорила та женщина, перед которой была кастрюля с какой-то снедью, от которой валил пар, - а то мы на выселение на вас подадим!
- Сами вы хороши, - отвечала другая.
- Обе вы хороши, - звучно сказала Маргарита..."
      (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")
И все же у каждой из коммунальных кухонь, игравших такое важное значие в общественной жизни, были, кроме типических, и свои индивидуальные черты. "Особенностью кухни была сизая кошка, которая вихрем проносилась к форточке, не забывая куснуть попутно за икры стоявшего у примуса", - рассказывала Любовь Евгеньевна.
Воспоминания Л.Е. Белозерской рисуют не просто повседневное бытие отдельной семьи - это очень точная, яркая картинка московской жизни 1920-х годов с различными человеческими типами, подпорченными "квартирным вопросом".

Из новой квартиры Булгакову было еще ближе ходить в свою церковь Покрова на углу Большого и Малого Левшинских переулков. Прихожанами этой церкви они с женой стали, поселившись в Обуховом переулке.

Церковь Покрова, тогда еще действующая, произвела на них сильное впечатление. Человек, выросший в семье с религиозными традициями, Михаил Афанасьевич регулярно бывал в этом храме и даже выбрал его для венчания своей младшей сестры. "На перекрещении двух переулков - Малого и Большого Левшинских - стояла белая церковь-игрушка с синими в звездах куполами, - вспоминала Любовь Евгеньевна Белозерская. - В ней-то и обвенчалась младшая сестра М.А. Леля Булгакова с Михаилом Васильевичем Светлаевым. Она была очень мила в подвенечном наряде".


Храм Покрова в Левшине, снесен в начале 1930-х годов

Булгаков хорошо знал и любил арбатские, пречистенские, остоженские переулки. В 1927 году ему предоставилась возможность арендовать отдельную квартиру на Пироговской, и они с женой снова переехали. Окончание Пироговской улицы тогда было окраиной Москвы (за Новодевичьим монастырем находилось село Лужники), и выехать отсюда по делам или в гости к знакомым можно было только на трамвае, перегруженном московском трамвае, вызывавшем столько отрицательных эмоций... Даже отправляясь по редакцию или в театр по поводу своих пьес, Булгаков добирался до места усталым и помятым после вагонной давки. Вскоре он стал называть новую квартиру "пироговской дырой".
По Пречистенке и арбатско-пречистенским переулкам Булгаков очень скучал и продолжал приходить сюда на прогулки и приводить знакомых, чтобы показать им уютные московские уголки. Е. Шереметьева, завлитчастью "Красного театра" в Ленинграде, вспоминала о своем приезде в Москву к Булгакову для ведения деловых переговоров по поводу его пьесы. Михаил Афанасьевич предложил своей гостье пройтись пешком по Москве. Перейдя Зубовский бульвар, они вышли на Пречистенку и углубились в лабиринт тихих переулков. Шереметьева вспоминала: "Между невзрачными деревянными домами стояли особняки с ампирными колоннами, среди разговора Булгаков называл имена архитекторов, бывших владельцев, или события, связанные с тем или иным домом. Он несомненно любил московскую старину и, видимо, хорошо знал ее".

Вообще, судьба семьи Булгаковых удивительно крепко (для киевлян) оказалась связана именно с Пречистенкой. О пречистенском доме его дяди (прообраза профессора Преображенского), где Булгаков бывал в гостях еще в дореволюционные времена, мы уже говорили. А сестра Булгакова Вера Афанасьевна вышла замуж за переводчика Н.Н. Давыдова, правнука знаменитого гусара-партизана Дениса Давыдова, легенды Пречистенки, дом которого стоял напротив появившегося в начале 20 века дома дяди и совсем недалеко от обиталища самого Булгакова...

Продолжение следует...

Начало:
Часть 1. https://eho-2013.livejournal.com/1278353.html
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
Часть 3. https://eho-2013.livejournal.com/1280609.html
Часть 4. https://eho-2013.livejournal.com/1283019.html
Часть 5. https://eho-2013.livejournal.com/1285455.html

писатели, Пречистенка, Булгаков, литература, история Москвы, старая Москва

Previous post Next post
Up