Виды старой Москвы. По древней Пречистенке... Часть 8

Sep 06, 2019 18:25

Продолжение.
Начало:
Часть 1. https://eho-2013.livejournal.com/1278353.html
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
Часть 3. https://eho-2013.livejournal.com/1280609.html
Часть 4. https://eho-2013.livejournal.com/1283019.html
Часть 5. https://eho-2013.livejournal.com/1285455.html
Часть 6. https://eho-2013.livejournal.com/1287460.html
Часть 7. https://eho-2013.livejournal.com/1291265.html

Итак, возвращаемся на Пречистенку к дому Бибиковых... И прежде всего - к истории Дмитрия Гавриловича Бибикова, героя 1812 года, получившего тяжелую рану в битве при Бородино.



Дмитрий Гаврилович Бибиков

Дмитрий Бибиков еще мальчишкой-корнетом отличился в турецкой кампании 1810-11 годов. В 1812 году ему исполнилось 20 лет. Он служил адъютантом генерала Милорадовича. В ходе Бородинского сражения возникла необходимость перебросить два полка, чтобы остановить прорыв французов. Бибикова отправили найти на поле боя принца Вюртембергского, командовавшего этими полками (родственники вдовствующей императрицы Марии Федоровны служили в русской армии). Бибиков выполнил приказ под ожесточенным артилерийским обстрелом и был тяжело ранен. Вот как об этом писали в памятном буклете, выпущенным к Столетию войны 1812 года: .

«На вопрос принца, где найти Милорадовича, Бибиков поднял правую руку (на самом деле левую) и только что протянул ее, желая указать требуемое направление, как неприятельская бомба выше локтя оторвала ее. Бибиков, ни на одно мгновение не смутившись, как бы это не его ранило, протянул для указания в нужную сторону левую руку и спокойно добавил: «Вот сюда, поспешите». Точно таким богатырем должен вести себя и каждый доблестный воин, дабы поддержать сказанные про русского воина слова, что его мало убить, а надо еще и свалить».

За Бородинское сражение Д.Г. Бибиков получил орден Св. Анны, а в декабре 1812 года был награжден Св. Георгием. Залечив раны (а помимо оторванной левой руки он получил ранение в грудь и в правую руку), Бибиков остался служить в армии, хотя активное участие в боях принимать уже не мог. Только в 1819 году в чине полковника он перешел с военной службы на гражданскую. Чин его по табели о рангах был переведен в штатский - коллежского советника.
Дмитрию Бибикову исполнилось всего 27 лет, когда он был назначен вице-губернатором Владимирской губернии.
Служба шла успешно, и в 1821 году Дмитрий Гаврилович стал вице-губернатором Москвы...
Дом на Пречистенке, сгоревший, как и вся улица, в пожаре 1812 года, был восстановлен и заново отделан в модном стиле ампир. Тогда и появился мезонин с полукруглым окном и парными балконами.
Современники называли пречистенский особняк Бибиковых "знаменитым" - вице-губернатор жил  открытым домом, с удовольствием принимал гостей, и бывали у него многие.
Кстати, Бибиков был известным меломаном. Его музыкальные вечера, домашние концерты и пышные балы собирали весь московский свет. Здесь бывали и люди из окружения Пушкина - князь Вяземский, граф Толстой-Американец и др. Впрочем, с Федором Толстым-Американцем Пушкин в то время еще не дружил и даже собирался стреляться из-за злых эпиграмм в свой адрес - Толстой придумал называть его Чушкиным и очень веселился по этому поводу. Помирились и подружились они позже...


Сам Пушкин в период вице-губернаторства Бибикова оказался далеко от Москвы, в ссылке. Только в 1830-м, после венчания с Натальей Гончаровой, Пушкин с молодой женой стал посещать дом Бибикова, хотя хозяин уже перебрался по делам службы в Петербург и в Москве сам бывал наездами. Но в Петербурге они знакомство продолжили.
Считается, что строки "что муж в сраженьях изувечен, что нас за то ласкает двор" были навеяны поэту образом Дмитрия Бибикова. Тем более, у Бибикова тоже была молодая красавица-жена.
П.А. Вяземский посвятил другу Дмитрию Бибикову стихотворение "Поминки о Бородинской битве и воспоминание о 1812 годе".

Бородинский сослуживец,

Наш безрукий ветеран,

Ты - отмеченный счастливец,

Блеском почестей и ран.

Дружно за кровавой чашей

Побратались мы давно,

И в преданьях дружбе нашей

Врезалось: «Бородино».
(...)

Бородинскою грозою

Изувеченный боец,

Уцелевшею рукою

Ты схватил себе венец.

За отчизну раны святы:

И счастлив, кто с юных дней

Подвиг, в жертву ей подъятый,

Окрестил в крови своей.
(....)

Ты, обстреленная пташка,

Тут порхал, головорез!

Я ж, смиренная букашка,

Сам дивлюсь, как к вам залез.

(...)

С той поры умчало время

Много лиц, событий, лет;

Разрослось другое племя,

И чего не видел свет!

Но в полете быстрокрылом

Время избранных щадит:

Бородинским, юным пылом

Грудь твоя еще горит.

В день борьбы за Русь святую

Ты руки не пощадил,

А в дни мира ей другую

Гражданином посвятил.

И к отчизне и к престолу

Снова возгорев огнем,

Верный совести глаголу,

Шел ты с ней ее путем.

Раз принявшийся за дело,

Не боялся ты трудов

И одной рукою смело

С злом бороться был готов.

Если ж где тобой замечен

Случай пользе дань принесть -

Позабыв, что ты увечен,

Помнишь ты, что совесть есть.

А когда сведешь с кем дружбу,

С другом связь твоя крепка:

И на дружбу и на службу

Горяча твоя рука.
Несмотря на инвалидность, со служебными делами Бибиков справлялся прекрасно. За короткое время он получил несколько орденов, повышение в чинах, и в 1824 году был назначен на ответственный пост в столице - директора Департамента внешней торговли. В Москве он теперь бывал лишь от случая к случаю, но расставаться с пречистенским домом еще долго не хотел.
Внешней торговлей Бибиков руководил 11 лет, за все эти годы ни разу не скомпрометировав свое имя взятками или аферами, которые прежде случались в этом ведомстве. Особо жесткую борьбу Бибиков вел со взятками на таможне и по словам современников "искоренил много злоупотреблений в таможенном ведомстве". Как человек, прославившийся борьбой с коррупцией, Бибиков снискал благосклонность императора Николая.
Его имя, как человека неподкупного, прочно вошло в историю таможенного дела в России. В наши дни медаль "Дмитрий Бибиков" является ведомственной наградой Таможенного комитета.


Медаль "Дмитрий Бибиков"

В 1837 году Дмитрия Бибикова назначают киевским генерал-губернатором, а также подольским и волынским губернатором. Его чин тайного советника был снова переведен в военный - генерал-лейтенанта. Он не раз подчеркивал, что видел свои основные задачи в благоустройстве вверенного ему края и защите интересов местного крестьянства, прежде всего крепостного. Новый губернатор добивался, к примеру, сведения барщины к трем дням в неделю, не более. И это установление встречало ожесточенное сопротивление помещиков.
Много врагов Бибиков нажил, проведя проверку прав местной польской шляхты на дворянство. В результате 80 тысяч самозванцев были переведены в податное сословие.
Киев при губернаторстве Бибикова буквально преобразился. Сейчас трудно представить, но еще в 1820-х годах согласно архивным данным в Киеве было всего 10 трактиров, 1 харчевня, 1 кофейня, 2 ресторации и 2 гостиницы. И в 1830-е годы мало что изменилось...
Современники рассказывали о Киеве середины 1830-х годов, на момент прибытия туда губернатора Бибикова, так:
«Вдоль Крещатика тек грязный ручей. Возле нынешней гостиницы «Премьер-Палас» находилось кладбище, где хоронили немцев-лютеран. Вместо скверов были пыльные пустыри, куда забредали домашние животные пощипать травки и полюбоваться строящимися стенами Университета св. Владимира. Да и сами киевляне были другими. Тон в городе задавали польские помещики, регулярно съезжавшиеся сюда на Контрактовые ярмарки. Самым модным языком был, естественно, польский. Так повелось со времен владычества Речи Посполитой над древней столицей Руси. В год, когда был назначен Бибиков, подчиненные ему губернии Киевская, Подольская и Волынская даже судились все еще по Литовскому статуту, оставшемуся от королей Польши»Третий Литовский статут, утвержденный королем Сигизмундом еще в 16 веке, в 1588 году, окончательно закрепостил местное крестьянство и практически лишил его всех прав, но только в 1840 году Дмитрий Бибиков добился его отмены. Он утверждал:
«действие Статута является вопиющею несправедливостью в отношении к массе населения, ибо такие законы во всем покровительствуют знатным и богатым, притесняя бедных и неимущих».

Под руководством Бибикова был разработан градостроительный план для Киева, разбиты бульвары, сады, реконструированы и расширены улицы, освоена территория Перевесища, где Крещатик превратили в широкую главную улицу города. Само название Крещатик официально закрепилось за улицей немного позже. В 1860-х годах красивейший бульвар Киева получил имя Бибиковского.



Один из киевских бульваров получил в конце 1860-х годов название Бибиковского. В советское время его переименовали в бульвар Тараса Шевченко

Особое значение генерал-губернатор Бибиков уделял образованию, в том числе женскому, науке, просвещению... Он выстроил прекрасное здание для женского училища графини Левашовой, покровительствовал Киевскому университету и завещал ему свою уникальную, любовно собираемую всю жизнь библиотеку (15 тысяч томов редких книг после смерти генерала везли в Киев на караване из 107 возов). Одно это свидетельствует, что генерал Бибиков не был "тупым, безграмотным солдафоном", которым его пытались представить в советское время. Ради изучения истории, древностей и природы "Юго-Западного края" Бибиков создал в Киеве Центральный архив,
Временную комиссию по разбору древних актов, Постоянную комиссию по описанию юго-западных губерний, выпустившую ряд научных трудов, и Археографическую комиссию, куда на должность художника Бибиков принял Тараса Шевченко.
Шевченко отблагодарил генерал-губернатора своеобразно, говоря о нем гадости и назвая его "Капрал Гаврилович Безрукий". Видимо, военные увечья, полученные в боях, казались Кобзарю подходящим поводом для шуток и издевательств...



Бульварная улица Киева в 19 веке - результат градостроительной доктрины Д.Г. Бибикова

А что же происходило с пречистенским домом Бибиковых в Москве? Поначалу, покинув Москву по делам службы, Дмитрий Бибиков сохранял московский дом и даже иногда там бывал, приезжая ненадолго в Москву. Но чем дальше, тем яснее становилось, что что служба и житейские обстоятельства не позволят никому из братьев Бибиковых жить на Пречистенке вольной жизнью московского дворянства. А держать десятилетиями пустой дом без хозяев, полагаясь лишь на ответственность оставленных там слуг, было слишком сложно.
В 1835 году, через 11 лет после отъезда из Москвы, Дмитрий Бибиков решился продать отцовский дом на Пречистенке. Покупателем стал свой человек, герой 1812 года, поэт-партизан Денис Давыдов...

Дмитрий Гаврилович Бибиков 15 лет оставался на своем посту в Киеве, получив ряд орденов и повышение чина до генерал-адъютанта. С 1848 года он стал также членом Государственного Совета. В 1852 году генерал Бибиков покинул Киев, получив назначение на пост министра внутренних дел. Это и стало венцом его карьеры.


Генерал-адъютант Д.Г. Бибиков

Пост главы МВД генерал Бибиков занимал до 1855 года и подал в отставку по болезни уже во время царствования Александра II, подготовив перед тем ряд практических мер в пользу грядущей отмены крепостного права.

Ну, а рассказ о дальнейшей судьбе дома на Пречистенке придется продолжить позже - слишком уж объемным получается пост...


Продолжение следует...

Пречистенка, 1812, история России, дворянство, история Москвы, Бородино, особняки, Киев, архитектура, Хамовники

Previous post Next post
Up