english version Каждое лето мои коллеги по работе посещают Валаам. И каждый раз по возвращению я слышу от них только положительные отзывы, и зачастую даже восторженные. 9 лет я пропускал через себя чужие впечатления с неразрешимой тягостью: мол, везет же им, они в командировки, во всякие интересные места ездят, а я постоянно в офисе торчу и ничего не вижу. И вот, не прошло и десятилетия, как жажда путешествий взяла верх над скукой и рутиной. Задавшись целью, я уже наблюдаю за собой, едущим в новую неизвестность…
На все про все - 1 вечер, день и 1 утро. Но для первого впечатления и это - подарок судьбы.
Началось путешествие с приключений уже через пару часов от начала поездки, и мы опоздали на первый и последний рейсы катеров, уходящих на остров. Но путем ухищрений, напрягов и помощи добрых людей (без этого вообще никак) мы очутились-таки на кораблике, который тут же рванул в направлении Валаама. Ночь до этого у меня была бессонная, и, очутившись на сиденье, я моментально провалился в небытие.
Хлоп! И вот, спустя час, я уже на твердыне святой земли. После постного ужина - в путь. Памятуя множество своих печальных опытов, я решил не суетиться и в первый же вечер отдался на волю случая. Наши парни (мои коллеги), приехавшие на Валаам работать, сегодня еще свободны, к тому ж они давно знакомы со здешней местностью, поэтому пойду туда, куда они пожелают. Так мы протопали пару километров и оказались на берегу тихого озерца. Посидели, постояли, поболтали, спрятались под сосны от настойчивого дождя, и все это под вкуснейший кислород. Минул часок-другой, я достал заранее подготовленную карту и расспросил их немного: что, где и как. И вот мы также непринужденно решили прогуляться до Никольского скита, который находится на одном из близлежащих островов.
1.
Преодолев нехитрый путь, мы вышли на открытую местность и оказались во власти вечернего света, он ласкал своим теплом все, что смотрело на него, перемешивая сказку с реальностью прохладным северным бризом.
2.
И тут меня унесло, лишь успел сказать парням «я пошел, поснимаю». Сколько я так ходил, не знаю. Помню, про себя отметил в начале, что до заката еще далеко, а оно вон уже - солнце у горизонта.
3.
Парней сдуло холодным ветром в гостиницу уже какое-то время назад. А я, отставив камеру, понял, что никуда не спешу, ведь вот он, долгожданный Валаам, прикоснуться можно. Так, пребывая в диком умиротворении, я провел свою первую «белую ночь», близ основной усадьбы. Свернул с натоптанных троп, побродил по побережью, посидел на пеньках, слушая сумрак и крики чаек, разглядывая растительность северной природы и простор ее рельефа. Безусловная прелесть русского севера в разгар лета в том, что сумерки не прекращаются от заката до рассвета.
4.
Все ж в итоге вторые сутки без сна дали о себе знать, укротив пыл уставшего тела: я поутру дотопал до кровати и упал без чувств. Успел лишь попросить парней разбудить меня, когда они проснутся.
Хлоп! И вот я уже снова на ногах. Иду в прокат велосипедов, ибо, оценив накануне местный масштаб, понимаю, что с моим рюкзаком пешком многого не увижу. Договариваюсь о том, чтобы взять в аренду железного коня на ближайшие сутки, и - в путь. Не стану описывать всех подробностей своих передвижений, скажу лишь, что масштаб и условия были мной недооценены. Так часто бывает: смотришь на карту - все кажется понятным, простым и доступным, а оказываешься на местности - реалии иные. Если вкратце, то за день я объехал и обошел около 35% общей площади архипелага, который до этого считал одним островом. Спутником не пользовался, только бумажной картой. Многих дорог, которые обозначены на ней - не существует, а из тех, что есть, далеко не все можно проехать, даже на велике. При этом имеются тропы, которые на карте не найдешь. Чтобы добраться до интересующего тебя берега, зачастую нужно лезть по зарослям, которые не хочется тревожить, ибо природа везде в основном нетронутая: один почвенный покров чего только стоит - в нем прям утопаешь. Ни на дорогах, ни на тропах нет никаких указателей, табличек или надписей, далеко не на всех скитах архипелага висят их названия - все это затрудняет определение своего местоположения, которое до поры до времени кажется очевидным.
5.
Зато бросается в глаза, что везде очень чисто, это особенно отмечаешь после посещения нашей материковой части природы. Здесь нет мусора, даже там, где явно бывает многолюдно. В целом, достаточно полдня, чтобы заметить, что доступность и количество здешних мест для посещения паломниками и туристами незатейливо регламентирована, уж не знаю как: нарочно кем или по причине коренного русского разгильдяйства. Стоит отметить, что даже на основных «хороших» автомобильных дорогах архипелага для велосипедиста найдутся сложности с подъемом в горку, перепады высот встречаются весьма внушительные.
Так я провел свой полный первый день на Валааме: пешком и верхом, по кустам и горам, собирая все перечисленные нюансы и подробности в свой багаж. В итоге я сменил 3 велосипеда: первый на более спортивный, что значительно облегчило мои потуги с педалями, а второй из-за вылетевшей цепи на более работоспособный. Из-за этого закатные краски я наблюдал не в видоискателе фотоаппарата, а в дороге, по пути в вело-прокат. Последние небесные огарки я все ж успел запечатлеть, таки добравшись до намеченного днем места.
6.
Теперь точно можно никуда не спешить - темнеть уже не будет, часа 3 гарантированных сплошных сумерек.
7.
Кайф! «Белые ночи» действуют на меня магически: спать не хочется совсем, несмотря ни на что. Я неспешно нахожу место для «ночлега», развожу костер, приземляюсь и погружаюсь в дзен на ближайших несколько часов.
8.
Приятно никуда не спешить, ни о чем не думать, ничего не желать, пребывая наяву как во сне. В такие моменты чувство времени испаряется, оно как будто перестает существовать, перемещаясь в иную, параллельную реальность. Тело, мозг - все где-то там. Теперь есть лишь красота.
9.
Я уже и забыл, каково это так долго любоваться закатными красками, к которым неспешно примешиваются рассветные тона, минуя тьму. Вокруг меня - живопись и лирика: воздух и запахи, тишина и звуки - атмосферу настоящей русской природы все чувства впитывают тотально, соединяясь в настоящем душевном отдохновении.
10.
Я, видимо, так далеко отлетел, что еле вернулся в себя. Даже фотографировать желания особого не было. После таких полетов над реальностью многое перестает быть особо значимым, даже то, что казалось важным, интересным и увлекательным. Фиксировать моменты действительности, которая тут же становится прошлым, а потом ворошить его, препарируя память - это еще то занятие. С такими мыслями я подошел к процессу фотосъемки - спокойно и даже несколько лениво.
11.
Мне было намного интереснее наблюдать рождение нового дня, чем выбирать, какой из его фрагментов запечатлеть в памяти фотоаппарата. Тем не менее, я что-то поснимал, правда, в совершенно новой для себя манере: меееедленной и протяяяжной, не приходя в себя.
12.
Забавно, не могу вспомнить, как это было. Помню только точно одно: накрутил я в какой-то момент затемняющий фильтр на линзу, чтобы растянуть время фото-проявления… или безумия…
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
читайте также:
"Кижи с первого взгляда"