Антропологи считают, что наше стремление делить мир на своих и чужих отражает образ жизни наших предков в африканской саванне - группами по приблизительно 150 индивидуумов. Но многие человеческие проекты требуют объединения в более внушительные коллективы.
(
Отечество нам Царское Село )
Comments 51
Как бы ни считал Майкл мафию тупиком в начале романа, но в конце мафия в нем победила.
Reply
Reply
Reply
там политика и преступность довольно плотно переплетаются. мне кажется это более реалистичное представление чем существование преступного мира как параллельного к "законному" миру.
легализация бандита это эволюционный процесс, как банальные рейдеры превращались в аристократов - не за одно поколение.
Reply
Reply
Такие детали биографии, как обучение в хорошей школе - или, если уж на то пошло, вузе - можно рассматривать как везение, но отнюдь не как гарантию. Далеко не все выпускники таких заведений смогли воспользоваться предсотавленными преимуществами, не говоря уже о том, что отсутствие подобного везения еще ни о чем не говорит. Я бы сказала, это примерно как с родителями: конечно, здорово, если тебе с ними повезло, но ничего не значит, если не слишком.
Но это о роли хорошей сколы в жизни индивидуума. Здесь же я хотела сказать о роли хороших школ, служащих центрами кристаллизации выпускников, в жизни общества. Мне думается, что залог его нормального функционирования - это способность его членов устанавливать доверительные отношения друг с другом. Школа же может служить одним из институтов обучения этому, а?
Reply
Мне думается, что залог его нормального функционирования - это способность его членов устанавливать доверительные отношения друг с другом. Школа же может служить одним из институтов обучения этому, а? - Да, если сделать это обязательным, как в Финляндии (обучение школьников навыкам кооперации входит в программу). Нет, если это приводит к формированию тусовок, где своим - всё, а остальные люди - пыль.
Reply
Это и есть мафиозная психология, и это, конечно, зло. Но у нас в школе (и, мне хочется верить, то же справедливо и для других московских спецшкол) проводилась совершенно иная идея - сугубо прогрессорская, если угодно. Пусть снаружи, за стенами школы, плохо, но мы из нее выйдем и сделаем там так же хорошо, как внутри. (Это, конечно, в утрированном виде).
Reply
Н-ну... Как бы сказать... В общем, нет.
Reply
А не могли бы Вы развить свою мысль более подробно?
Вот что имела в виду я. Залог нормального функционирования общества - это способность его членов устанавливать доверительные отношения друг с другом. Причем, именно неродственных членов - поскольку доверие к родственникам в нас так и так заложено генетически.
В ходе обучения в хорошей школе между учениками формируются доверительные отношения, которые сохраняются и после выпуска, и это служит хорошим дополнением к тем отношениям, которые имеются у членов одной семьи.
Разумеется, как и в случае семьи, тут есть опасность замыкания, образования мафии, но, мне кажется, ее можно избежать, если культивировать принципиальную открытость системы - как это и практиковалось в нашей школе, когда мы там учились.
Reply
У нас, в общем, и родственные-то связи не работают (я имею в виду в первую очередь русских и представителей сильно ассимилированных народов, таких, как татары или евреи - с армянами, скажем, ситуация полностью другая).
В этом наша большая проблема: из трёх пространств личности (индивидуальная, родовая и народная) у нас развита на данный момент только индивидуальная. Остальные - в очень ослабевшем виде, очень частичные.
Reply
Любопытно сравнить, например, с эстонцами или венграми. По моим чисто обывательским наблюдениям, встреченный за границей эстонец всегда обрадуется другому эстонцу - просто потому, что тот - эстонец, а вот русский, встретив другого русского, скорее всего перейдет на другую сторону улицы. Но мне, признаться, это не кажется таким уж недостатком: все-таки опора на кровное родство - опасная штука :(
Reply
Leave a comment