Все те же мы: нам целый мир чужбина

Oct 06, 2016 07:00



Антропологи считают, что наше стремление делить мир на своих и чужих отражает образ жизни наших предков в африканской саванне - группами по приблизительно 150 индивидуумов. Но многие человеческие проекты требуют объединения в более внушительные коллективы.

Отечество нам Царское Село )

школа, благодарность

Leave a comment

steblya_kam October 7 2016, 08:51:43 UTC
Для меня "такие школы" вообще из области мифологии - что-то вроде масонских лож, которые существуют где-то в параллельном мире. Я училась поочерёдно в заштатной школе, в хорошей школе и в очень хорошей, но в легендарных школах учиться не доводилось ни мне, ни кому-либо из моих знакомых в оффлайне.

Reply

egovoru October 13 2016, 11:45:08 UTC
"в легендарных школах учиться не доводилось ни мне, ни кому-либо из моих знакомых в оффлайне"

Такие детали биографии, как обучение в хорошей школе - или, если уж на то пошло, вузе - можно рассматривать как везение, но отнюдь не как гарантию. Далеко не все выпускники таких заведений смогли воспользоваться предсотавленными преимуществами, не говоря уже о том, что отсутствие подобного везения еще ни о чем не говорит. Я бы сказала, это примерно как с родителями: конечно, здорово, если тебе с ними повезло, но ничего не значит, если не слишком.

Но это о роли хорошей сколы в жизни индивидуума. Здесь же я хотела сказать о роли хороших школ, служащих центрами кристаллизации выпускников, в жизни общества. Мне думается, что залог его нормального функционирования - это способность его членов устанавливать доверительные отношения друг с другом. Школа же может служить одним из институтов обучения этому, а?

Reply

steblya_kam October 14 2016, 05:58:17 UTC
Я не про карьерные преимущества, которые даёт аттестат той или иной школы. Я именно что про среду. Хорошо это или плохо, я не знаю. В том виде, в котором это сложилось в позднесоветскую и постсоветскую эпоху - имхо, скорее плохо (кружковость нахожу вредной).
Мне думается, что залог его нормального функционирования - это способность его членов устанавливать доверительные отношения друг с другом. Школа же может служить одним из институтов обучения этому, а? - Да, если сделать это обязательным, как в Финляндии (обучение школьников навыкам кооперации входит в программу). Нет, если это приводит к формированию тусовок, где своим - всё, а остальные люди - пыль.

Reply

egovoru October 14 2016, 13:56:59 UTC
"к формированию тусовок, где своим - всё, а остальные люди - пыль"

Это и есть мафиозная психология, и это, конечно, зло. Но у нас в школе (и, мне хочется верить, то же справедливо и для других московских спецшкол) проводилась совершенно иная идея - сугубо прогрессорская, если угодно. Пусть снаружи, за стенами школы, плохо, но мы из нее выйдем и сделаем там так же хорошо, как внутри. (Это, конечно, в утрированном виде).

Reply

steblya_kam October 15 2016, 08:54:19 UTC
Для человека извне это может выглядеть по-другому, Вам не кажется? Я навидалась этих прогрессоров в юности (правда, из других элитарных школ). Тенденция одна: все они в 18 лет розовые идеалисты, а после 25 (в среднем - кто раньше, кто позже) встраиваются в мафию.

Reply

egovoru October 15 2016, 13:20:26 UTC
А что конкретно Вы имеете в виду под "встраиваением в мафию"?

Reply

steblya_kam October 17 2016, 06:22:54 UTC
Конкретно - встраивание в мафию. То есть систему блатных связей. Этим людям не приходится обивать пороги и доказывать альтернативно одарённым кадровичкам, лузгающим семечки, что они на самом деле знают английский, и разъяснять, что за странное слово "филолог" у них написано в дипломе. Они сразу устраиваются на работу по знакомству. В места, которые вакансий не вывешивают вообще, а если туда обращается сторонний человек - "извините, у нас нет мест, может, когда-нибудь потом..." Извините, накипело.

Reply

egovoru October 17 2016, 11:55:49 UTC
"Извините, накипело"

Понимаю Ваши чувства - я сама в юности испытывала подобные по отношению к тем из своих одноклассников/сокурсников, у кого родители были биологи, и соответственно, у которых были "внутренние" знания, у меня отсутствовавшие: знания, на какую кафедру стоит идти, а на какую нет, и т.д. Но потом я убедилась, что эта "фора" работает только до поры до времени. К тому же, ведь родителей не выбирают?

К тому же Ваши представления о том, что обучение в спецшколе так сильно помогает в трудоустройстве, увы, сильно преувеличены. На "альтернативно одарённую кадровичку, лузгающую семечки" факт Вашего обучения в спецшколе если и подействовал бы, то в противоположную сторону :(

Reply

steblya_kam October 18 2016, 08:11:30 UTC
Мне кажется, Вы делаете вид, что не хотите понять, о чём я говорю. Люди, которые учились в спецшколах, вообще не общаются с альтернативно одарёнными кадровичками - у них достаточно знакомых в тусовке, чтобы за руку привести их на работу. И "внутренние знания" тоже ни при чём - я ясно писала про блат и связи.
А родителей не выбирают, да, увы. Но вот родители могут выбирать, чего они хотят от детей (в моём случае это тоже сыграло печальную роль).

Reply

egovoru October 18 2016, 12:00:08 UTC
"у них достаточно знакомых в тусовке, чтобы за руку привести их на работу"

Поверьте, это только так кажется со стороны.

Reply

steblya_kam October 19 2016, 08:04:29 UTC
Я говорю о конкретных людях, которых я наблюдала. Существует анекдот: "два факта - тенденция, три факта - диагноз". А когда этих фактов 12-15, это точно повод задуматься.

Reply

egovoru October 19 2016, 12:15:48 UTC
А как Вам кажется, окончание хорошего вуза (по сравнению с не таким хорошим) тоже дает подобное преимущество в трудоустройстве?

Reply

steblya_kam October 20 2016, 08:11:14 UTC
Вы нарочно разыгрываете наивность, чтобы я снова заговорила в том тоне, в котором обсуждался Боб Дилан?
Преимущества даёт попадание в тусовку. В принципе неважно, хороший вуз или не очень хороший, но у хорошего тусовка круче. Именно поэтому "хорошие" вузы очень тщательно оберегают себя от попадания людей с улицы. Сколько нервов и здоровья мне стоило попасть в этот самый "хороший" вуз и как меня валили на вступительных, говорить не буду. Один пример - на моих глазах поставили четвёрку по английскому человеку, который знал его на двойку (например, слово artist переводил как "артист").
А в тусовку я всё равно не попала, потому что ничья не родственница. Мне сразу дали понять, что мне светит в лучшем случае роль девочки на побегушках.

Reply

egovoru October 20 2016, 11:13:03 UTC
Мне кажется, Вы смешиваете тут две разных категории. Одна - это те преимущества, которые дают нам обстоятельства, от нас не зависящие, как, например, наличие тех или иных родителей (или, что не совсем то же самое - тех или иных генов). И совсем другая - это те преимущества, которые мы приобретаем, затратив собственные усилия. Попадание в хорошую школу или вуз таки требует определенных усилий - так что относится, мне кажется, ко второй категории.

Преимущества же, которые мы получаем, закончив такие учебные заведения, не сводятся только к сумме знаний и умений, полученных в ходе обучения, но также включают и приобретение определенного престижа (связанного с самим именем заведения, а не с нашими в нем успехами!), а равно и приобретение нужных знакомств. Правильно ли я Вас понимаю, что это последнее кажется Вам несправедливым?

Reply

steblya_kam October 21 2016, 08:43:08 UTC
Да, Вы меня правильно понимаете. Мне это кажется несправедливым, потому что это, в отличие от аттестата или диплома, не зависит от наших способностей.
И ни разу ничего я не смешиваю. Я привела Вам пример, как ставили на вступительном экзамене четвёрку двоечнику. Он точно усилий затрачивал существенно меньше, чем я (которой такую же четвёрку выставили - две особы, говорившие по-английски с пошехонским акцентом).
Я могу рассказать, как я сама потом, работая в частном вузе, принимала вступительные экзамены в аспирантуру у сына ректорессы. Который не знал вообще ничего. Но я должна была ему поставить четвёрку. После этого я окончательно сблевала и ушла из этого учреждения.
Несправедливость заключается ещё и в том, что НЕ ВСЕ для попадания в данную школу или в данный вуз затрачивают усилия. И именно им достаются преимущества.

Reply

egovoru October 21 2016, 12:35:32 UTC
"НЕ ВСЕ для попадания в данную школу или в данный вуз затрачивают усилия"

Я согласна с Вами, что это не только несправедливо, но и крайне вредно, поскольку при широком распространении эта практика приводит к тому, что смысл отбора наиболее подготовленных поступающих при помощи экзамена просто теряется, а со снижением уровня поступающих теряется и качество выпускников: никакой вуз не может обучить того, кто не готов в нем учиться!

А что же, Вы полагаете, надо делать, чтобы не допускать подобной коррупции?

Reply


Leave a comment

Up