В
русских переводах Платона «формой» называют его представление о том вечном «золотом стандарте», по образу и подобию которого из материи создаются вещи, как по выкройке из ткани шьют платья. Увы, греческого я не знаю, а
из чтения энциклопедий я поняла, что он использует не одно, а два взаимозаменяемых слова: εἶδος и μορφή. Последнее вошло во
(
Read more... )
Comments 78
Reply
Reply
Reply
Да, конечно, наша современная "идея" - это нечто совсем иное, чем платоническая. Ведь наша идея возникает и существует не сама по себе, а в результате нашей мыслительной деятельности. Платоническая же, мало того, что существует сама по себе, она, как Вы уже написали - и есть то единственное, что существует.
"незачем плясать с бубном вокруг терминологии и давать случайным словам обыденного языка слишком много власти над мыслями о подлинно реальном"
Хотите ли Вы сказать, что Платону, в общем-то, было все равно, понимают ли его другие? Принимая во внимание, как много та культура придавала значение разговору, дискуссии, мне это как-то сомнительно. А если ему было важно донести свою мысль до слушателей/читателей, то вряд ли он относился к словам столь небрежно.
Reply
Reply
Reply
Reply
И уж мертвое тело определенно находится не в самой лучшей форме (в английском у form тоже есть это значение).
Reply
Меня зовут Надежда, в блоге пишу о путешествиях по городам России и жизни родного Петербурга.
Reply
Reply
Но ведь платоновская форма - это и есть идея, т.е. нечто сугубо нематериальное. Его форма - это то, что делает материю вещью.
Наши же форма и содержание, как правило, употребляются по отношению к объектам идеальным, а не физическим. Например, едва ли можно говорить о форме и содержании атома или камня, а вот о форме и содержании романа - очень даже. Может, в этом все и дело?
Reply
Разве? А мне казалось, что Платон говорит об идеальных идеях-эйдосах и о вполне материальных формах.
Reply
Reply
Reply
То, что это не простая перемена мест, понятно: платоновская "форма" - совсем не то, что мы сегодня называем "содержанием". Хотя бы потому, что последняя категория характеризует только продукты нашего ума: мы же не говорим, например, о "содержании" зайца или березы, но только о содержании повести или оперы.
Reply
Leave a comment