Мы тратим столько усилий, чтобы защитить себя от зимнего холода и голода: шьем шубы, строим дома, а теперь еще и теплицы, чтобы круглый год выращивать в них овощи и фрукты - или налаживаем транспортировку сельхозпродукции из другого полушария. А вот Конрад Лоренц, один из основателей науки о поведении животных, опасается, что такое искоренение
(
Read more... )
Comments 50
Reply
Да, у него есть целая книжка про гусей, и была еще знаменитая "Кольцо царя Соломона" - вообще о поведении животных. По ссылке из поста - его большая статья "Восемь сметрных грехов цивилизованного человечества", где он пытается применять свои познания в области поведения животных к нашему их виду.
Reply
Reply
Reply
- Люблю, когда болят зубы!
- А что же в этом такого хорошего?
- Нет, когда болят - конечно, плохо, но зато как здорово, когда перестают болеть!
Лоренц так описывает это свойство нашей нервной системы:
"Если, например, сильные стимулы, вызывающие неудовольствие, выводят его из равновесия, то внезапное прекращение таких стимулов вызывает не просто возвращение системы в положение равновесия по плавной кривой, но резкий скачок в другую сторону, так что простое прекращение неудовольствия воспринимается как заметное удовольствие."
Reply
Reply
Но я ужасаюсь тому, насколько люди стремятся избегать любых влияний холода, как непомерно кутают детей, подавляя в них механизм природной адаптации к холоду, делая их неактивными и связанными, скованными в движениях всеми этими стеганными штанами и капюшонами с шарфами. Я уж не говорю, что излишнее тепло штанов мальчиков имеет связь с репродуктивной функцией будущих мужчин.
Reply
Вы говорите о еще более очевидной опасности: поскольку мы не можем исключить, что в будущем ребенок никогда не столкнется с холодом, то опасно не готовить его к этому. Но Лоренц утверждает, что, даже если бы мы могли совершенно исключить холод, в этом были бы свои негативные стороны.
Reply
Я лично уверена, что исключение любого из довлеющих негативных факторов естественной среды обитания приведет к негативным последствиям. Гипотеза, что четвертичное оледенение имело важное влияние на приматов и привело к появлению человека, мне кажется вполне логичной. Так или нет, но по времени оледенение и появление человека на Земле, факты совпадающие.
Reply
Reply
Есть у нее и другая функция: она исключает "встречу по одежке" - по крайней мере, на этом жизненном этапе. Мне думается, в совокупности эти две положительные роли, возможно, и перевешивают то негативное, что форме обычно приписывают: невозможность самовыражения, которое предоставляет обычная одежда.
Reply
У современных детей много поводов "встречать по одежке": часы, гаджеты, косметика, обувь, белье, демонстрируемое друг другу при переодевании на физкультуру... Не знаю как в мире, но россиян если уж чему-то учить, так это тому, что все люди разные, и возможности у них разные, и хорошо бы принять это как данность и в дальнейшем обращать внимание на вещи по-настоящему важные. Но как же детям научиться, если их насильно заставляют быть одинаковыми?
У школьной формы, как по мне, нет положительной роли.
Reply
Может бы, Вы и правы. У меня самой нет определенного мнения, а каких-нибудь объективных исследований этого предмета мне не попадалось.
Меня беспокоит не тот аспект формы, что она делает всех одинаковыми, а тот, что отменяя ее, мы устраняем еще одну "разность потенциалов" в нашей жизни.
Вот Вы законно спрашиваете, а почему бы не создавать рабочий настрой при помощи какой-то своей личной "формы" - рабочей одежды, отличной от домашней? Оно бы и хорошо, но ведь заметьте, что и различия между уличной и домашней одеждой - или, скажем, между будничной и праздничной едой - тоже стираются!
С одной стороны, мне очень нравится, что теперь вполне можно придти на работу в домашней одежде (или, скажем, что все больше магазинов теперь работает по выходным), но с другой - я смутно чувствую, что стирание таких различий несет какую-то опасность. А Вы как думаете?
Reply
Нобелевского лауреата лишили звания «почетный доктор» за нацистские взгляды
http://lenta.ru/news/2015/12/18/lorenz/
Reply
Но если такого в правилах нет, то эта акция кажется мне издержками неправильно трактуемой политкорректности. Тот факт, что Лоренц вступил в нацистскую партию, говорит только о том, что он не сразу понял, что она собой представляет. А когда понял, он ведь из нее вышел, и этот факт выхода кажется мне более значительным, чем факт вступления.
К тому же мне кажется, что подобные осуждения задним числом и вообще как-то дурно пахнут: я хочу сказать, еще неизвестно, как повели бы себя сами осуждающие, окажись они в то время в том месте?
Reply
Leave a comment