Кофе, кошки, Мандельштам

Jun 14, 2015 09:09



Ахматовская формула столь же гениальна, как и ее стихи: попробуйте-ка переместить любой элемент этой триады в ей противоположную? С выбором напитка мне определиться довольно легко (кофе); а вот что касается животных и особенно поэтов...

Чай, собаки, Пастернак )

стихи про меня

Leave a comment

gomazkov June 14 2015, 14:21:34 UTC
Да, у Мандельштама много "бессмысленных" стихотворений, но странно, что для меня "зима Арак" к таковым совсем не относится: я, как мне представляется, почти всё там понимаю.)

Reply

egovoru June 14 2015, 14:40:54 UTC
И еще вопрос: даже если "заговорщики" - первоначальный вариант, а "люди темные" - уступка советской цензуре (на самом деле я не знаю, так ли это), мне все равно больше нравятся "люди темные": то есть, "первобытные, дремучие" в дополнение к цвету их силуэтов на снегу. А Вам?

Reply

gomazkov June 14 2015, 14:53:10 UTC
Тёмные, мне кажется, тут - злые, носители тьмы.

Reply

egovoru June 14 2015, 14:57:55 UTC
Верно, но ведь они злые именно потому, что дремучие? Сон разума рождает чудовищ?

Reply

gomazkov June 14 2015, 15:01:46 UTC
Ну, да, но дремучие не потому, что необразованные, напротив: "торжественные обиды" - это что-то несомненно аристократическое, но тёмные душой, не знающие любви и простых радостей бытия.

Reply

egovoru June 14 2015, 15:05:48 UTC
Может, не аристократическое, а просто тщеславное? Впрочем, наверное, Вы правы - на Мандельштама голубизна крови производила мало впечатления.

Reply

egovoru June 14 2015, 17:34:12 UTC
Да, и на всякий случай - если это еще не стало ясно из нашей беседы: все-таки творчество Мандельшатама я люблю чуть-чуть больше, чем Пастернака ;) Причем, чем старше я становлюсь, тем яснее это чувствую. А Вы?

Reply

gomazkov June 14 2015, 18:05:31 UTC
А я, безусловно считая Мандельштама лучшим поэтом серебряного века, постепенно всё больше склоняюсь к Пастернаку: года к суровой ясности клонят.)

Reply

egovoru June 14 2015, 18:15:18 UTC
У Мих. Эпштейна есть сравнительное эссе, где он интерпретирует - довольно, на мой взгляд, убедительно - поэзию Пастернака как наследие хасидской традиции, а поэзию Мандельштама - талмудической.

Reply

gomazkov June 14 2015, 19:10:19 UTC
Ой, в этом я совсем не копенгаген, даже не буду читать.)

Reply

egovoru June 14 2015, 19:17:13 UTC
Я тоже сама в таких вещах совсем не понимаю, но автор все доходчиво объясняет. По существу его анализ совпадает с моим собственным впечатлением: я бы не назвала это такими словами, но по смыслу у него примерно то же самое, что я попыталась сказать здесь.

Reply

nebos_avos June 18 2015, 12:58:00 UTC
Все равно прочесть стоит. Эссе интересное даже безотносительно к тому, насколько автор прав. Мне оно понравилось тем, что "попутно" там высказана мысль о специфике поэтического языка. Тот кусок я даже процитировал в своем блоге http://nebos-avos.livejournal.com/6607.html#comments

Reply

egovoru June 18 2015, 13:18:51 UTC
Признаться, привязка этих поэтов к национальной традиции показалась мне несколько натянутой. Пастернак вообще был крещеным христианином, а Мандельштам написал, может быть, самое знаменитое стихотворение про заведомое презрение к своему родству и скучному соседству. Как я понимаю, ни у того, ни у другого не было специфически иудейского образования - так что не очень даже понятно, как они могли бы перенять соответствующие традиции? Но, конечно, исследователю виднее - во всяком случае, категорического несогласия такая трактовка у меня не вызывает.

Reply

nebos_avos June 18 2015, 13:28:55 UTC
По мысли Эпштейна, проявилось это в стихах помимо их личного настроя, а то и вопреки оному.

Reply

egovoru June 19 2015, 12:31:07 UTC
В том же эссе автор обращает внимание на то, что в поэзии обоих П. и М. процент согласных выше, чем в поэзии, например, Пушкина, и тоже усматривает в этом сходство с ивритом ( ... )

Reply

nebos_avos June 19 2015, 13:19:07 UTC
Согласен, Эпштейн тут немного притянул за уши. Но читать все равно интересно!

Reply


Leave a comment

Up