Кофе, кошки, Мандельштам

Jun 14, 2015 09:09



Ахматовская формула столь же гениальна, как и ее стихи: попробуйте-ка переместить любой элемент этой триады в ей противоположную? С выбором напитка мне определиться довольно легко (кофе); а вот что касается животных и особенно поэтов...

Чай, собаки, Пастернак )

стихи про меня

Leave a comment

egovoru June 14 2015, 15:02:23 UTC
А вот о чем, по-Вашему, другое совершенно гениальное - "Сохрани мою речь навсегда"?

Reply

gomazkov June 14 2015, 15:09:06 UTC
Страшные стихи, даже не хочется в них погружаться.
Ну, если не бояться говорить честно, то это, мне кажется, о том, что ради вожделенного единения с народом лирический герой готов на всё, даже строить срубы для казней той самой аристократии (вроде алапаевской шахты).
Ну, всё это не буквально, конечно, но об этом.

Reply

egovoru June 14 2015, 15:31:35 UTC
Да, наверное, так.

Литературоведы, кажется, считают, что оно обращено к русскому языку:

"Да и ни царю, ни герою (Бога опускаем) не по плечу казнить или миловать - рукописи не горят! - слово поэта. Суд над ним - прерогатива живой культуры, в данном случае языка русской поэзии - к которому, кстати, и обращено стихотворение".

А вот еще Мих. Гаспаров: "Обращено стихотворение, вероятнее всего, к русскому языку".

Reply

gomazkov June 14 2015, 15:47:50 UTC
Я сам учился на литературоведа, так что знаю фантазии этой братии: если кто-то объяснил что-то вполне убедительно, нельзя же повторяться - надо высосать из пальца что-то своё.)

Reply

egovoru June 14 2015, 16:03:17 UTC
Мне ясно только одно: что в этом стихотворении речь идет о некоей трагедии бытия. Правильно ли я Вас поняла, что, по-Вашему, здесь идет речь о том, что его герой - этакий новый Фауст - готов продать душу дьяволу за бессмертие?

Reply

gomazkov June 14 2015, 16:56:09 UTC
Не знаю.
Если ближе к тексту, то: некий чёрный путь - путь труда и несчастий, дыма, смолы и дёгтя - единственный способ соединиться с Богом: лишь в чёрной воде отражается Вифлеемская звезда. Вряд ли тут дьявол - это было бы слишком экстравагантно.).
Это путь русского народа, с которым поэт чувствует острую связь и его мучает ощущение собственного отщепенства. Единственный труд доступный ему - поэтический язык, и он готов работать на совесть, даже прекрасно понимая, что никаких роз этот путь ему не сулит, а напротив - там ждёт гибель, но и это не отвращает его от данного выбора.

Reply

egovoru June 14 2015, 17:24:09 UTC
Да, про дьявола - это я, конечно, хватила, но именно с бессмертия там все и начинается, не так ли?

"Непризнанный брат, отщепенец в народной семье" - с этим вроде бы все ясно, но почему же такое странное обещание? К слову, те же литературоведы полагают, что "татарва" - это вовсе не внешние враги, а восставший пролетариат: "Какое лето! Молодых рабочих татарские, сверкающие спины". (Там же, кстати, есть и про Фауста: "И Фауста бес, сухой и моложавый, вновь старику кидается в ребро").

Тогда получается что-то совсем уж нелепое: что герой за бессмертие (а можно ли в него войти таким способом?) готов исполнять волю революционного класса? Впрочем, может, речь и идет именно об этом - хоть сам автор отнюдь не был таким героем, подобных вокруг него было более чем достаточно :(

Похоже, это одно из тех стихотворений (которых много у автора), в смысле которого лучше и не копаться...

Reply

gomazkov June 14 2015, 18:03:46 UTC
По-моему, именно так: воля народа - это воля Бога, татары - и есть народ, народ бессмертен, стать бессмертным можно лишь став частью народа, а что тут удивительного? Время было такое.

Reply

nebos_avos June 18 2015, 13:25:40 UTC
Да-да, у авторов упомянутой книги ключевая мысль та же.

Reply

gomazkov June 18 2015, 13:30:27 UTC
Ну, вот видите: я не читал, а и так всё знаю.))

Reply

egovoru August 4 2020, 11:40:56 UTC
В моей френдленте хвалят очередной литературоведческий разбор "Сохрани мою речь навсегда" :)

Reply

gomazkov August 4 2020, 11:53:07 UTC
Спасибо. Поставил метку, (если) будут силы - прочту.)

Reply

nebos_avos June 18 2015, 12:50:19 UTC
Здешний литератор Наум Вайман и его московский друг в жанре приватной переписки об этом стихотворении, а заодно и о других написали аж целую книгу. Хотя Мандельштам "не мой" поэт, книгу я прочел с интересом. Вместо авторов отвечать не берусь. Вы не против того, чтобы Ваш пост я показал Науму? Не исключаю, что ему будет в удовольствие Вам ответить. Нынче он в отъезде, но через день-два вернется.

Reply

egovoru June 18 2015, 12:58:49 UTC
"об этом стихотворении, а заодно и о других написали аж целую книгу"

И она, судя по всему, не единственная - там по ссылкам я нашла еще и другие опусы на ту же тему. И неудивительно: это стихотворение - определенно богатейшее поле для возделывания литературоведами!

Я, конечно, буду признательна за любые комментарии - но сомневаюсь, что мой чисто любительский текст будет сколько-нибудь интересен профессионалам. А вот если та книга есть где-нибудь в сети - мне было бы интересно взглянуть, хотя не обещаю, что я смогу ее прочесть целиком ;) Отчасти я согласна с другим нашим собеседником здесь - о стихах рассуждать, в сущности, бессмысленно, тайна их все равно останется тайной :)

Reply

nebos_avos June 18 2015, 13:22:35 UTC
Издана книга сравнительно недавно, так что вряд ли появилась в сети.

*о стихах рассуждать, в сущности, бессмысленно, тайна их все равно останется тайной*

Это если рассуждениями пытаются ее раскрыть. Но о стихах можно говорить и с понимаем того, что тайна - имманентное их свойство.

Reply

egovoru August 4 2020, 11:42:20 UTC
В моей френдленте хвалят очередной литературоведческий разбор "Сохрани мою речь навсегда". А Вы что скажете?

Reply


Leave a comment

Up