Ахматовская формула столь же гениальна, как и ее стихи: попробуйте-ка переместить любой элемент этой триады в ей противоположную? С выбором напитка мне определиться довольно легко (кофе); а вот что касается животных и особенно поэтов...
(
Чай, собаки, Пастернак )
Reply
Ну, если не бояться говорить честно, то это, мне кажется, о том, что ради вожделенного единения с народом лирический герой готов на всё, даже строить срубы для казней той самой аристократии (вроде алапаевской шахты).
Ну, всё это не буквально, конечно, но об этом.
Reply
Литературоведы, кажется, считают, что оно обращено к русскому языку:
"Да и ни царю, ни герою (Бога опускаем) не по плечу казнить или миловать - рукописи не горят! - слово поэта. Суд над ним - прерогатива живой культуры, в данном случае языка русской поэзии - к которому, кстати, и обращено стихотворение".
А вот еще Мих. Гаспаров: "Обращено стихотворение, вероятнее всего, к русскому языку".
Reply
Reply
Reply
Если ближе к тексту, то: некий чёрный путь - путь труда и несчастий, дыма, смолы и дёгтя - единственный способ соединиться с Богом: лишь в чёрной воде отражается Вифлеемская звезда. Вряд ли тут дьявол - это было бы слишком экстравагантно.).
Это путь русского народа, с которым поэт чувствует острую связь и его мучает ощущение собственного отщепенства. Единственный труд доступный ему - поэтический язык, и он готов работать на совесть, даже прекрасно понимая, что никаких роз этот путь ему не сулит, а напротив - там ждёт гибель, но и это не отвращает его от данного выбора.
Reply
"Непризнанный брат, отщепенец в народной семье" - с этим вроде бы все ясно, но почему же такое странное обещание? К слову, те же литературоведы полагают, что "татарва" - это вовсе не внешние враги, а восставший пролетариат: "Какое лето! Молодых рабочих татарские, сверкающие спины". (Там же, кстати, есть и про Фауста: "И Фауста бес, сухой и моложавый, вновь старику кидается в ребро").
Тогда получается что-то совсем уж нелепое: что герой за бессмертие (а можно ли в него войти таким способом?) готов исполнять волю революционного класса? Впрочем, может, речь и идет именно об этом - хоть сам автор отнюдь не был таким героем, подобных вокруг него было более чем достаточно :(
Похоже, это одно из тех стихотворений (которых много у автора), в смысле которого лучше и не копаться...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И она, судя по всему, не единственная - там по ссылкам я нашла еще и другие опусы на ту же тему. И неудивительно: это стихотворение - определенно богатейшее поле для возделывания литературоведами!
Я, конечно, буду признательна за любые комментарии - но сомневаюсь, что мой чисто любительский текст будет сколько-нибудь интересен профессионалам. А вот если та книга есть где-нибудь в сети - мне было бы интересно взглянуть, хотя не обещаю, что я смогу ее прочесть целиком ;) Отчасти я согласна с другим нашим собеседником здесь - о стихах рассуждать, в сущности, бессмысленно, тайна их все равно останется тайной :)
Reply
*о стихах рассуждать, в сущности, бессмысленно, тайна их все равно останется тайной*
Это если рассуждениями пытаются ее раскрыть. Но о стихах можно говорить и с понимаем того, что тайна - имманентное их свойство.
Reply
Reply
Leave a comment