"Модерн - искусство недавно появившегося класса предпринимателей, к этому моменту уже доросшего до стремления к прекрасному, но еще не утратившего свойственных ему энергии и оптимизма; и эти-то качества и выражает модерн
( ... )
Конечно, не все - и, с другой стороны, считать модерн таким уж "купеческим" стилем тоже было бы неверно. Его скорее бы нужно назвать демократическим - в том смысле, что это НЕ стиль наследственной аристократии, а стиль self-made man'а.
"Модерн не опирался на исторические стили, только на природу"
Я думаю, так можно сказать только о самых первых, первобытных, художниках, да и у тех, наверное, была уже какая-то традиция. Так и у модерна - определенную преемественность можно проследить с европейским барокко - та же "растительность", в частности, с дальневосточным искусством - преобладание линии, наконец, с арабской каллиграфией и "арабесками".
" у нас неоклассицизм развивался параллельно с модерном"
Пристрастие к неоклассицизму, мне кажется, отражает нашу любовь к "прочной государственности". Хоть он и берет свое начало от демократических Афин, впоследствии классический стиль стал очень прочно ассоциироваться с имперским могуществом. Отсюда любовь к нему и у Муссолини, и у Сталина.
Иными словами-мне кажется, что у любого стиля должен быть потенциал развития, проходят годы, формируются новые художники и новые заказчики, которым не нужно повторение того что уже было 5 лет назад.Должна быть какая-то глубина,которая ещё не изведана, ресурс который ещё не использован. А здесь получилось что за несколько лет мастера уже довели стиль до совершенства, и следующим уже нечего было делать. Вот ренессансная стилистическая система чтобы дойти до барокко должна была развиваться 2 века(согласно сочинению Г.Вёльфлина "Ренессанс и барокко"), и барокко в каком-то смысле имеет аналогии с развитым модерном. В том смысле что дальше уже не видно пути.
Хотя конечно 1 МВ тоже оборвала нить развития, новые люди уже развивали футуризм конструктивизм... но тем не менее неоклассика и арт-деко сумели пережить 1МВ.А модерн не сумел. Интересно, почему.
"за несколько лет мастера уже довели стиль до совершенства, и следующим уже нечего было делать"
Я бы даже сказала, что модерн явился сразу готовым, как Афродита из пены - никакого периода становления у него и не было. Но, на мой взгляд, краткость существования отнюдь не дискредитирует его художественную ценность.
Почему модерн не пережил войну - здесь, мне кажется, нет никакой загадки. Ведь он строился на прекрасных иллюзиях, с которыми война обошлась так жестоко.
да,он явился сразу готовым. Но я и не считаю что он не имеет художественной ценности, я просто хотел понять почему он был так краток. Вообще-то меня ругали за "модерн" когда ещё никого не ругали(:-). Когда я учился в академии на архитектуре, в 1974 году на 5 курсе сделал проект бассейна в бионике как я её понимал, и проыессор из соседней мастерксой А.К.Барутчев стал критиковать форму, сказал-"мне это напоминает недоброй памяти модерн". А он в детстве застал ещё те времена до 1МВ, так что источник из первых рук.На что его друг а мой непосредственный руководитель Фомин ответил- "ну и что, в модерне тоже были неплохие постройки например у Лидваля"
В устах профессора архитектуры это звучит как-то странно: ведь важно только то, насколько рассматриваемое произведение прекрасно или ужасно, а вовсе не то, к какому именно стилю его можно отнести! Боюсь, эти слова того профессора неважно его характеризуют, а?..
Не знаю, подписаны ли Вы на комментарии к старым постам, но всё-таки отпишусь, поскольку тема модерна мне близка. Правда в первую очередь - архитектурного модерна (с графическими искусствами я знаком хуже).
Безусловно, модерн был прогрессивным стилем; стилем, который сознательно отказывался от пережёвывания прошлого (эклектики и разнообразных неостилей; что, впрочем, не мешало мастерам модерна иногда использовать исторические элементы). Именно в таком качестве он воспринимался современниками.
Теперь немного конкретно о бельгийском архитектурном модерне. Его прогрессивность выражалась и в строительных материалах. Конечно, стать и чугун в строительных конструкциях стали использовать за несколько десятилетий до появления модерна, именно архитекторы модерна стали первыми, не стесняясь, демонстрировать стальные элементы конструкции зданий, не прикрывая их "фиговыми листочками":
Спасибо за подробный рассказ и прекрасные иллюстрации - да, я получаю все комментарии на почту, так что можно смело обсуждать любые старые посты: я и сама к ним периодически возвращаюсь и что-то меняю или добавляю.
Бельгия, конечно - одна из колыбелей модерна, и, на мой взгляд, например, вот это - доказательство того, что ее жители и до сих пор питают к нему нежность :)
Я не только бывал в Бельгии, я живу в этой стране уже восемнадцать лет :) А стиль модерн - это моя особая любовь. Когда я учился в Брюссельском университете (история и искусствоведение), то историю декоративно-прикладного искусства и музеологию у нас вёл заведующий соответствующим отделом Королевских Музеев искусства и истории. Понятно, что его лекции содержали "небольшой" перекос в этом направлении. Ещё он устраивал нам экскурсии по домам Виктора Орта в Брюсселе, в том числе и по тем, в которые обычную публику не пускают. Так что о стиле модерн я могу говорить "долго и упорно" :)
Нидерланды я знаю не так хорошо, хотя, конечно, и не слишком плохо. Например история Нидерландов у нас преподавалась в одном блоке с историей Бельгии (по крайней мере до 1830 года), а не как часть блока истории зарубежных стран.
Ого - буду знать, к кому обращаться за советом, если удастся когда-нибудь туда выбраться!
"история Нидерландов у нас преподавалась в одном блоке с историей Бельгии (по крайней мере до 1830 года)"
И понятно: ведь разделение на две страны - сравнительно недавнее и, насколько я понимаю, достаточно искусственное. Когда я была в Лейдене, нас повели обедать в заведение именно бельгийской кухни - потому что она считается в тех краях наиболее изысканной (в другой раз, впрочем, угощали индонезийской - и тоже понятно, почему :) И правда, все было очень вкусно, а больше всего мне понравился какой-то яблочный сироп (или соус - не знаю, как назвать), который подали к сыру :)
"А стиль модерн - это моя особая любовь"
И моя - добавляю Вас в друзья как родственную душу :)
А как думаете, откуда все же взялось это странное представление о модерне как о стиле декадентском, упадочном - ведь на самом деле все наоборот: это энергичный стиль нарождающейся буржуазии?
Comments 62
Reply
Конечно, не все - и, с другой стороны, считать модерн таким уж "купеческим" стилем тоже было бы неверно. Его скорее бы нужно назвать демократическим - в том смысле, что это НЕ стиль наследственной аристократии, а стиль self-made man'а.
"Модерн не опирался на исторические стили, только на природу"
Я думаю, так можно сказать только о самых первых, первобытных, художниках, да и у тех, наверное, была уже какая-то традиция. Так и у модерна - определенную преемественность можно проследить с европейским барокко - та же "растительность", в частности, с дальневосточным искусством - преобладание линии, наконец, с арабской каллиграфией и "арабесками".
" у нас неоклассицизм развивался параллельно с модерном"
Пристрастие к неоклассицизму, мне кажется, отражает нашу любовь к "прочной государственности". Хоть он и берет свое начало от демократических Афин, впоследствии классический стиль стал очень прочно ассоциироваться с имперским могуществом. Отсюда любовь к нему и у Муссолини, и у Сталина.
Reply
Reply
Хотя конечно 1 МВ тоже оборвала нить развития, новые люди уже развивали футуризм конструктивизм... но тем не менее неоклассика и арт-деко сумели пережить 1МВ.А модерн не сумел. Интересно, почему.
Reply
Я бы даже сказала, что модерн явился сразу готовым, как Афродита из пены - никакого периода становления у него и не было. Но, на мой взгляд, краткость существования отнюдь не дискредитирует его художественную ценность.
Почему модерн не пережил войну - здесь, мне кажется, нет никакой загадки. Ведь он строился на прекрасных иллюзиях, с которыми война обошлась так жестоко.
Reply
Reply
И так определенен, я бы добавила.
"мне это напоминает недоброй памяти модерн"
В устах профессора архитектуры это звучит как-то странно: ведь важно только то, насколько рассматриваемое произведение прекрасно или ужасно, а вовсе не то, к какому именно стилю его можно отнести! Боюсь, эти слова того профессора неважно его характеризуют, а?..
Reply
Reply
Безусловно, модерн был прогрессивным стилем; стилем, который сознательно отказывался от пережёвывания прошлого (эклектики и разнообразных неостилей; что, впрочем, не мешало мастерам модерна иногда использовать исторические элементы). Именно в таком качестве он воспринимался современниками.
Теперь немного конкретно о бельгийском архитектурном модерне. Его прогрессивность выражалась и в строительных материалах. Конечно, стать и чугун в строительных конструкциях стали использовать за несколько десятилетий до появления модерна, именно архитекторы модерна стали первыми, не стесняясь, демонстрировать стальные элементы конструкции зданий, не прикрывая их "фиговыми листочками":
( ... )
Reply
Бельгия, конечно - одна из колыбелей модерна, и, на мой взгляд, например, вот это - доказательство того, что ее жители и до сих пор питают к нему нежность :)
( ... )
Reply
Нидерланды я знаю не так хорошо, хотя, конечно, и не слишком плохо. Например история Нидерландов у нас преподавалась в одном блоке с историей Бельгии (по крайней мере до 1830 года), а не как часть блока истории зарубежных стран.
Reply
Ого - буду знать, к кому обращаться за советом, если удастся когда-нибудь туда выбраться!
"история Нидерландов у нас преподавалась в одном блоке с историей Бельгии (по крайней мере до 1830 года)"
И понятно: ведь разделение на две страны - сравнительно недавнее и, насколько я понимаю, достаточно искусственное. Когда я была в Лейдене, нас повели обедать в заведение именно бельгийской кухни - потому что она считается в тех краях наиболее изысканной (в другой раз, впрочем, угощали индонезийской - и тоже понятно, почему :) И правда, все было очень вкусно, а больше всего мне понравился какой-то яблочный сироп (или соус - не знаю, как назвать), который подали к сыру :)
"А стиль модерн - это моя особая любовь"
И моя - добавляю Вас в друзья как родственную душу :)
А как думаете, откуда все же взялось это странное представление о модерне как о стиле декадентском, упадочном - ведь на самом деле все наоборот: это энергичный стиль нарождающейся буржуазии?
Reply
Leave a comment