Случайно наткнулась на
текст уважаемой
tat_malyukova об искусстве модерна, который она относит к периоду «между двумя мировыми войнами» и пишет про «сладковатый запах тления», якобы исходящий от него. Первое - просто неверно; что же касается второго, то мое восприятие - прямо противоположное.
Модерн - искусство грани веков, fin de siècle, той благословенной эпохи, когда газеты писали, что вот, наконец, настал долгожданный мир и началось всеобщее процветание. Мы-то, конечно, знаем, чтó за этим последовало, но даже и мы ведь до сих пор сравниваем свои показатели с «Россией в 1913 году». Модерн - искусство недавно появившегося класса предпринимателей, к этому моменту уже доросшего до стремления к прекрасному, но еще не утратившего свойственных ему энергии и оптимизма; и эти-то качества и отражает этот стиль.
Его часто описывают как воплощение в искусстве растительных мотивов. Это, конечно, верно, но еще точнее будет сказать, что эстетика модерна заключена в эстетике раковины: прихотливость плавной линии, асимметрия и переливы перламутра. Но доминирует при этом именно линия, и потому графика, а не живопись - сфера творцов модерна, самый известный из которых -
Обри Бердслей: «Прелестницы, теперь я научен, попробуйте прийти, и вы найдете духи, цветы, старинный медальон, Обри Бердслея в строгом переплете». Его «Аполлон в погоне за Дафной» (1896) - внизу слева.
Тулуз-Лотрек - замечательный живописец, но символ модерна - его литографии (эта, в центре, датируется 1892-1893), как и незабываемая афиша Стейнлена для знаменитого кабаре «Chat Noir». (На мой взгляд, Микки-Маус, a с ним - и вся мультипликация, вышли непосредственно из этого кота). И даже «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896, справа) такого выдающегося колориста, как Врубель, делает произведением модерна именно линия.
Предпринимателю свойственен прагматизм, и потому модерн - обычно прикладное, а иногда и публичное искусство. Самый известный пример последнего - входы на первые станции парижского метро (в частности, «Place Blanche» (1902), внизу слева), оформленные великолепным Эктором Гимаром, прославившимся также своими балконными решетками (та, что показана внизу, отлита им в 1909-1911 годах). Но основные заказчики, конечно - обеспеченные представители третьего сословия. Вот (в центре) жемчужина
московского модерна -
особняк Рябушинского, построенный Федором Шехтелем в 1900-1902 годах. А вот (справа) Casa Batlló (1904), творение великого Гауди. О еще двух выдающихся создателях модерна,
Билибине и
Тиффани, я здесь уже писала.
Великая война прекратила, конечно, все это великолепие - разрушив иллюзии, на которых оно держалось. С войны и начался настоящий 20-й век, а модерн достался нам как прощальная улыбка века предыдущего.
А
вот здесь - целый путеводитель по московскому архитектурному модерну от уважаемого
archistorik.