Так уж случилось, что невнятным словом "модерн" (и столь же расплывчатыми синонимами Art Nouveau, Secession и т.д.) мы обозначаем один из самых узнаваемых художественных стилей, когда-либо созданных человечеством. Реакция на технологический рывок последней трети 19-го века проявилась в подчеркнутой апелляции к живой природе. Демократический по существу - он расцвел в прикладных жанрах - модерн был еще и полицентричным географически. Уникальным вкладом американского континента стала деятельность
Луиса Комфорта Тиффани.
Для меня важнее всего то, что он был не одиноким творцом, а главой промышленного предприятия - в отличие от, скажем, Обри Бердслея. Безошибочный инстинкт подсказал ему выбор техники, позволяющей сохранить уникальность каждого произведения при массовом их производстве: ведь роль случайных факторов (неконтролируемых примесей в исходном материале, непредсказуемых перепадов температуры по ходу плавления) в создании его стекла столь же существенна, как и замысел художника. И потому в его успехе мне видится некое обещание - что наше массовое общество все-таки способно порождать искусство, несмотря на все признаки обратного ;)