Сцена в пустыне Мохаве, когда в воображении принявшего пейотль героя оживает мельком увиденный в детстве умирающий индеец - ключ ко всему
фильму Оливера Стоуна. Питер Ватсон в своей
книжке задается вопросом: почему же использование химических галлюциногенов для контакта с иным миром столь характерно именно для американского континента?
Собственно, он усматривает даже две причины этого. Первая - что там оказалось больше растений, содержащих такие вещества; а вторая - то, что там не нашлось животных, пригодных для использования в качестве тяглового скота. Он ссылается на археологические находки, свидетельствующие об употреблении подобных веществ и на Ближнем Востоке - но только в доземледельческие времена. А после того, как быка запрягли в плуг, от этой практики пришлось отказаться - потому что ведь в состоянии транса невозможно справиться со своенравной скотиной! Если это правда, то надо бы поставить быку памятник.
Но сама метафора «дверей восприятия» восходит все же к Старому Свету, к Уильяму Блейку. Вот замечательный коллаж самых известных его произведений - провозвестников всех психоделических граффити.