И апостол Петр в дырявом рубище

Dec 13, 2023 09:00



Это эрмитажное полотно стало моим первым знакомством с творчеством его автора - прежде мне не приходилось видеть даже репродукций. На каникулах первого курса в студеном Ленинграде оно поразило меня - «так поражает молния, так поражает финский нож!» - интенсивностью взаимодействия его персонажей, инь и янь. Будучи плохо знакома со Священной историей ( Read more... )

искусство

Leave a comment

Comments 106

lj_frank_bot December 13 2023, 14:01:38 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Искусство, Культура, Религия.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru December 13 2023, 14:27:49 UTC
Неплохо, Фрэнк!

Reply


buddha239 December 13 2023, 14:45:20 UTC

А я как-то не задумывался, кто из них кто - и на ключи внимания тоже не обращал.:) Но было бы странно, если бы книгу держал Петр, а не Павел.

Reply

egovoru December 13 2023, 23:17:02 UTC
"было бы странно, если бы книгу держал Петр, а не Павел"

Действительно, ведь Петр был простым рыбаком (вероятно, неграмотным?), а Павел - человеком образованным, знатоком Торы. Другое дело, что книга-то, как уже заметил другой комментатор, в те времена вряд ли была кодексом, т.е., переплетенной стопкой разрезанных листов. Правда, Вики пишет, что в Риме кодекс, точнее, нечто, что называлось pugillares membranei, сложенный гармошкой пергамент, был известен уже с I века, т.е., во времена Павла. А он ведь был римским гражданином, хотя и родился в провинции.

Reply

buddha239 December 14 2023, 05:54:50 UTC

Да, вряд ли тогда были в ходу такие книги. Эль Греко двойка по истории.:)

Reply

egovoru December 14 2023, 12:09:48 UTC
"Эль Греко двойка по истории"

Ну, у него по крайней мере одежда у персонажей не ему современная, а у многих художников ведь и Адам и Ева расхаживают в современных костюмах :)

Полагаю, книга тут выступает просто как символ образованности Павла, в отличие от Петра, который ведь был простым рыбаком, возможно, неграмотным.

Reply


egatiro December 13 2023, 16:07:29 UTC
egovoru December 13 2023, 23:24:34 UTC
Ох, рисунки нейросетей мне что-то совсем не нравятся :(

А у Эль Греко вид апостолов вполне канонический. Посмотрите, например на Петра VI века из синайского монастыря - разве эль-грековский на него не похож?


... )

Reply

egatiro December 14 2023, 10:23:46 UTC
egovoru December 14 2023, 12:35:23 UTC
Не, Павел все-таки должен быть лысым :) Вот каким его видят эксперты-криминологи:


... )

Reply


vl December 13 2023, 16:15:14 UTC
egovoru December 13 2023, 23:26:45 UTC
Спасибо на добром слове, но, боюсь, я не поняла Ваш оффтоп-вопрос: управлять чем? Про метанойю же я тем более ничего не могу сказать.

Reply

vl December 13 2023, 23:48:43 UTC
egovoru December 14 2023, 00:04:33 UTC
"Апостол Павел сказал, что Бог есть любовь"

А разве это Павел сказал? Это же вроде Первое послание от Иоанна (4:16): "И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем".

Ну и потом, может, эти слова надо понимать как-то метафорически, иносказательно?

Reply


anti0h December 13 2023, 17:53:44 UTC

Как насчёт второй серии, например про Несение креста Босха? Там и простор для интерпретаций, и детектив с атрибуцией.. есть где разгуляться в общем =))

Reply

egovoru December 13 2023, 23:30:08 UTC
Ох, сложное это дело! Вон, другой комментатор, куда более сведущий, чем я, пишет, что якобы только эрмитажное полотно действительно написано Эль Греко, а остальные два - неизвестно кем (хотя сами музеи так не считают :)

А у Босха к тому же это явно три разные картины, хотя и на один сюжет.

Reply

anti0h December 14 2023, 04:59:59 UTC

"как-то однажды, рассказывая о расчистке старого лака на картине Яна ван Эйка, он машинально закончил свою речь словами: «Таким образом, цена полотна поднимается от миллиона двухсот тысяч долларов до миллиона восьмисот», и общество бескорыстных жрецов искусства было шокировано." А. Лях "В направлении окна"

Это в том смысле, что музеи какбэ заинтересованная сторона и держатся за связь с громким именем до последнего. С атрибуцией третьего Несения креста Босха, история ровно такая же. Там галерейщики вышли из положения изящно, в стиле: даже если это и не совсем Босх, это художник не менее гениальный чем он. =))

Вообще конечно сама идея авторства, и её извилистые эволюции по ходу истории, это тоже тема достойная отельного поста как минимум (если не монографии;).

Reply

egovoru December 14 2023, 12:06:28 UTC
"сама идея авторства, и её извилистые эволюции по ходу истории, это тоже тема достойная отельного поста"

O да, это богатая тема, и у меня уже есть один пост по ней! Насколько я понимаю, внимание к индивидуальному авторству появилось сравнительно недавно. А еще в 15-м веке искусство художника воспринималось как цеховое ремесло: скажем, швейцарские Nelkenmeister просто рисовали на своих досках гвоздички как символ их содружества, а уж кто конкретно был автор, никого не волновало :)

Что же касается музеев, то понятно, что они трактуют авторство в свою пользу :) Может, это и правильно - ведь не по громкости имени надо судить, а по самой работе?

Reply


Leave a comment

Up