Изменение человеческой культуры заметнее для глаза, чем эволюция живых организмов - особенно сегодня, когда культура радикально преобразуется уже при жизни одного поколения. Но, если механизм биологической эволюции мы уже более или менее выяснили, то о культурной, увы, этого не скажешь.
Книжка Алекса Месуди - скорее эмоциональный призыв к ее изучению количественными методами, чем сколько-нибудь целостная ее модель.
Предыдущей попыткой такого рода была
«меметика», выросшая из докинзовской концепции «мема» - гипотетической единицы культуры, предложенной по аналогии с геном. Ее слабым звеном Месуди считает предполагаемую дискретность мема - потому что, дескать, культурные особенности зачастую смешиваются. (Кажется, он не отдает себе отчет, что в отсутствие дискретных единиц наследственности аналогия с биологической эволюцией попросту рассыпается). Его аргумент не слишком убедителен: многие фенотипические признаки организмов тоже смешиваются при скрещивании, но это вовсе не отменяет дискретности генов.
Вопрос о том, что же мем представляет собой физически, Месуди оставляет на будущее, ссылаясь на слабое развитие нейрофизиологии в настоящее время. Тем не менее, он уверенно говорит о культурной информации, неким образом записанной в мозгу, и о том, что она «проявляется» в виде определенного поведения.
Отдельная глава посвящена воспеванию математических моделей распространения информации в обществе, созданных в 1970-80 годы. Мне результаты их применения показались тривиальными: например, было показано, что, если информация передается не только вертикально (от отца к сыну), но и горизонтально (между представителями одного поколения), то она распространяется в обществе быстрее. А что, раньше мы этого не знали?
Хотя книжка в целом и не произвела на меня сильного впечатления, я приветствую ее как попытку в важном направлении и благодарю уважаемого
r_l за рекомендацию.
Биологическая и культурная эволюция
по версии Tegan Phillips