Над сказочнейшим из сиротств

Apr 07, 2018 09:00



«Вавилон Берлин» Тома Тыквера и Ко я бы не отнесла к шедеврам кинематографа, но все же он немного прояснил для меня межвоенную немецкую историю. Под впечатлением от мемуаров российских беженцев, описывающих, как в Берлине начала 1920-х перевозили деньги на подводах, я решила, что именно эта гиперинфляция и способствовала приходу Гитлера к власти. ( Read more... )

мой 20-й век

Leave a comment

Comments 44

egovoru April 7 2018, 14:19:24 UTC
А сериал Тыквера чем-то похож на "Левиафан" Звягинцева. Тоже все сделано на хорошем техническом уровне, и даже актеры хорошо подобраны и играют вполне пристойно, но все равно остается привкус какой-то "сделанности", "искусственности". Одним словом, чувствуется, что это не крик души, а ступень карьеры :(

Reply

steblya_kam April 10 2018, 08:44:01 UTC
Неужели "Левиафан" может оставлять впечатление "сделанности" и "искусственности"? Для меня, наоборот, это был глоток искренности после опусов типа "Русалки" Меликян.

Reply

egovoru April 10 2018, 12:05:37 UTC
"Русалку" я не видела. Что же касается "Левиафана", то он показался мне набором штампов, но, если Вам он понравился, я могу только порадоваться за Вас: возможно, Вы усмотрели там что-то, чего я не заметила. Единственный момент, который понравился мне - это то, что семья друзей, заложивших главного героя властям, потом берут к себе его осиротевшего мальчика.

А видели Вы "Вавилон Берлин", и, если да, что скажете?

Reply

steblya_kam April 11 2018, 07:49:35 UTC
Я не увидела в "Левиафане" штампов. Я увидела тот быт и тех людей, которых знаю не понаслышке. Обычно у нас провинцию и злосчастный "простой народ" (бггг! люди не бывают "простыми"!) изображают фальшиво. А в "Левиафане" подлинно всё до мелких деталей - до каких-нибудь узорчиков на обоях. Я чуть не расплакалась, когда интерьер дома героя увидела.
И да, люди живут именно так и с ними творятся именно такие вещи. Подобное происходило с реальными людьми, о которых я знаю.
Мне именно момент с мальчиком показался неправдоподобным - одной из немногих ноток фальши, натужной попыткой "дать позитивчика". Потому что таким - на чужих мальчиков плевать.
ЗЫ: нет, про "Вавилон Берлин" даже не слышала.

Reply


evgeniirudnyi April 7 2018, 14:29:24 UTC
Есть неплохой документальный фильм про Gustav Stresemann, только по-немецки

https://www.zdf.de/dokumentation/die-deutschen/gustav-stresemann-und-die-republik-100.html

Reply

egovoru April 7 2018, 14:42:32 UTC
Спасибо, правда, по-немецки на слух я совсем уж мало понимаю, но там ведь наверняка есть кинохроника, фото и т.д., а это уже дает какое-то представление. Я помню, что видеозапись какого-то выступления Аденауэра в боннском "Доме истории" произвела на меня сильное впечатление.

А Вы видели этот "Вавилон Берлин"?

Reply

evgeniirudnyi April 7 2018, 15:06:22 UTC
Нет, я не смотрел Вавилон Берлин.

Reply

egovoru April 7 2018, 15:21:24 UTC
А "Метрополис" видели? Я пока ограничилась этим трейлером - но исключительно потому, что не нашла в сети полной версии в хорошем разрешении. А по-настоящему такую штуку надо бы смотреть в кинотеатре - тут уж точно нужен большой экран. Все же кинематограф, став звуковым, кое-что и утратил :)

Reply


tijd April 7 2018, 15:38:14 UTC
Гитлер пришёл к власти на фоне роста экономики.


... )

Reply

egovoru April 7 2018, 18:41:15 UTC
Спасибо, график очень интересный - особенно тем, насколько параллельно идут все кривые. Явное свидетельство того, что экономики всех этих стран были тесно интегрированы уже тогда. Что же касается начала подъема с июля 32-го года, то, видимо, он еще не успел отложиться в общественном сознании, ведь, если я правильно понимаю, большинство историков считают, что именно экономические трудности страны привели Гитлера к власти.

Мать Ланга была крещеной еврейкой, так что его недоверие к наци было вполне обоснованным. Примечательно, однако, что его тогдашняя жена (и по совместительству - сценарист "Метрополиса") вступила в НСДАП. Некоторые сцены из этого фильма стилистически предвосхищают нацистские шествия, а торжество механической женщины можно рассматривать как прозрение грядущего фюрера. Ну и, конечно, в идее "Метрополиса" сильно чувствуется влияние уэллсовской "Машины времени".

Reply

tijd April 7 2018, 20:26:23 UTC
Видимо, эта стилистика и привлекла Геббельса и Гитлера, который предложили Лангу возглавить немецкое кино.

У Лени Рифеншталь судьба сложилась по-другому.

По-своему печально, потому что после войны ей не дали ничего снимать, и ее кинематографический талант был закопан в землю и посыпан пеплом.

Reply

noname_rambler April 8 2018, 05:44:40 UTC
Там много было печального после войны, на фоне чего личная трагедия Лени Рифеншталь всего лишь ничтожнейший эпизод. В конце концов дама заслужила свою судьбу... С точки зрения чистой этики, о которой тут недавно заходил разговор, совершенно необязательно было снимать Триумф воли и Олимпию. (Фильмы кстати классно сделаны - я получал истинное эстетическое наслаждение от просмотра)
Ну а раз уж здесь речь зашла о кино, то, что происходило во Франции - нашло отражение в фильме Алена Рене "Хиросима, любовь моя".
А о трагедии миллионов немецких переселенцев как-то вообще кинематограф деликатно умалчивает - я по крайней мере навскидку ничего не могу вспомнить.

Reply


noname_rambler April 8 2018, 05:54:06 UTC
Я недавно читал хорошую книжку: Дорпален А. Германия на заре фашизма. Там показано - что и как происходило в Германии накануне и в процессе прихода к власти нацистов. Какую роль сыграли социально-экономические трудности, а какую, назовем это так, - отсутствие достаточной меры брезгливости по отношению к этой идеологии и её носителям. Всё ведь было ясно - достаточно ознакомиться с содержимым Майн Кампф (это к слову сказать и сегодня не вредно). Но элита, начиная с Гинденбурга, посчитала, что она умнее и сумеет справиться "с этими плебеями", используя их в своих целях.

Reply

egovoru April 8 2018, 12:38:20 UTC
Насколько я понимаю, свою роль сыграла и плохо составленная конституция Веймарской республики, допускавшая лазейки, которыми и воспользовался Гитлер.

Но что я хотела сказать этим постом, так это то, что, вопреки распространенному мнению, Веймарская республика была не так уж плоха. Просто ее правительству объективно достались очень серьезные испытания - в первую очередь, долги Кайзера (а вот советская Россия, если я правильно понимаю, начисто отказалась от выплаты царских долгов).

Reply

noname_rambler April 9 2018, 07:40:41 UTC
Гитлер не смог бы воспользоваться, если б ему не позволили воспользоваться - как не позволили например коммунистам в послевоенной Италии, они там набирали те же самые проценты, но их всегда жёстко блокировали "буржуазные" политические силы.
В Германии конечно сложнее была ситуация. Там коммунисты и нацисты получили половину голосов суммарно - и больше половины мест в рейхстаге, 296 из 584. Понятно, что если бы даже остальные приличные партии смогли бы договориться - всё равно устойчивого правительства им не удалось бы создать. Гинденбург к тому времени - "я устал, я ухожу". И "все" (вся элита) устали - от нестабильности, от парламентской и правительственной чехарды. А экономика, да, выходила из спада, если б ещё чуть-чуть подождать, ещё одни демократические выборы...

Reply

egovoru April 9 2018, 12:48:11 UTC
Тот факт, что радикальные партии набрали так много голосов - тоже ведь не случаен?

Reply


a_fixx April 13 2018, 12:16:33 UTC
В копилку по теме - ссылка на лекции И. Женина об истории Германии XX века, в том числе о Веймарской республике и приходе к власти нацистов - https://postnauka.ru/courses/41889.

Спасибо за наводку на сериал)

Reply

egovoru April 13 2018, 12:42:52 UTC
Спасибо за ссылку: межвоенный период в Германии действительно чрезвычайно интересен для историка. Что же касается сериала, то я предупредила, что к лучшим фильмам всех времен и народов его не отнесешь. К уже упомянутому добавлю, что у него еще и довольно нелепый сценарий :( Тем не менее, я не пожалела, что его посмотрела.

Reply

a_fixx April 18 2018, 07:32:07 UTC
Для меня какое-то время было совершенно непонятно, что это было за затмение с людьми, которые сами привели к власти Гитлера и поддерживали всё то, что происходило с их вчерашними соседями и друзьями, как они объясняли себе необходимость агрессивных военных кампаний за пределами своей страны и т. д. Как у Филатова ( ... )

Reply

egovoru April 18 2018, 12:38:32 UTC
Да, я тоже, пока жила в Германии, все время присматривалась к людям вокруг себя, пытаясь угадать, что же в них было такого, что они не просто допустили, но выбрали Гитлера? В конце концов пришла к выводу, что ничего такого особенного нет, а просто это опасность, которая угрожает нам всем и всегда, и мы должны быть все время начеку, чтобы не допустить подобного опять.

Надо сказать, даже принимая это во внимание, антисемитизм поражает меня своей живучестью. Я еще как-то могу понять, например, неприязнь к неграм, мусульманам или каким-то другим людям, отличающимся внешне или своими обычаями. Когда-то евреи резко отличались от всех остальных своим образом жизни. Но евреи, пережившие советскую власть, никаких религиозных обычаев уже не соблюдают, их внешность тоже не отличается от внешности большинства жителей страны. Тем не менее, как показывает Ваш пример, антисемитизм жив до сих пор и, несомненно, обостряется в трудные времена :)

Reply


Leave a comment

Up