«Вавилон Берлин» Тома Тыквера и Ко я бы не отнесла к шедеврам кинематографа, но все же он немного прояснил для меня межвоенную немецкую историю. Под впечатлением от мемуаров российских беженцев, описывающих, как в Берлине начала 1920-х перевозили деньги на подводах, я решила, что именно эта гиперинфляция и способствовала приходу Гитлера к власти.
(
Read more... )
"Что же это был за поход?..
Что же это был за народ?..
Или доброты в этот год
На планете был недород?.." и т. д.
Но потом оказалось, что люди принципиально не изменились, и при каких-то сходных обстоятельствах они снова готовы поддерживать и насилие, и репрессии, и запреты, и фобии, и войны. Когда у нас в Коми арестовали губернатора по фамилии Гайзер и всё его близкое окружение, я на следующий день после этого ареста ехал в такси, и таксист просто торжествовал, говорил, что с евреями давно пора было разобраться, от них были все беды, и вот наконец теперь у Путина дошли руки... Когда я ему напомнил про Гитлера, он сказал, что Гитлер делал всё правильно, за исключением того, что пошёл на Россию. Причём этот таксист не был, конечно, никаким неонацистом, обычный такой мужик, каких много, обыватель, если угодно. Подобных торжествующих таксистов вполне можно представить и в Берлине в 1930-х, тем более на фоне активной социальной политики Гитлера, решения проблем безработицы, идей "народного сообщества", борьбы с "фальсификаторами истории" и "агентами" и т. п.
Reply
Надо сказать, даже принимая это во внимание, антисемитизм поражает меня своей живучестью. Я еще как-то могу понять, например, неприязнь к неграм, мусульманам или каким-то другим людям, отличающимся внешне или своими обычаями. Когда-то евреи резко отличались от всех остальных своим образом жизни. Но евреи, пережившие советскую власть, никаких религиозных обычаев уже не соблюдают, их внешность тоже не отличается от внешности большинства жителей страны. Тем не менее, как показывает Ваш пример, антисемитизм жив до сих пор и, несомненно, обостряется в трудные времена :)
Reply
Я нашёл в Кёльнском гоодском архиве историю еврея, страстно желавшего вступить в гитлерюгенд, ради этого даже отказавшегося от еврейства. Но это, разумеется, не помогло, но именно этот человек сумел спастись.
Reply
А кто сказал, что евреям не свойственны те же пороки, что свойственны другим народам? Но это ведь не оправдывает того, что сделали с ними немцы.
Reply
Reply
Да, насколько я понимаю, это именно так и было. Задним умом мы все крепки, а тогда предсказать, как будут развиваться события, думаю, было не легче, чем сейчас.
Reply
Leave a comment