БА-10, как известно, был самым массовым советским довоенным бронеавтомобилем. Всего по данным Максима Коломийца с 1938 по 1941 год было построено 3377 машин. При таком большом выпуске, казалось бы, неизбежны изменения в конструкции и отличия между машинами разного времени выпуска, однако, к сожалению, до сих пор эти отличия толком нигде не расписаны, кроме самого очевидного разделения на БА-10 и модернизированные БА-10М. Попробую это исправить. Всё нижеизложенное будет основано на наблюдениях по фотографиям, и коснётся лишь внешнего вида броневиков, да и то, не уходя в совсем уж мелкие детали, так что не претендую на всеохватность и истину в последней инстанции. Итак...
Серийный выпуск БА-10 согласно Максиму Коломийцу начался в январе 1938 года. За первые три месяца было выпущено 48 броневиков. В марте один БА-10 был отправлен на испытания на НИБТ полигон, и параллельно ещё один БА-10 проходил испытания при Ижорском заводе. По результатам этих испытаний были составлены соответственно «Отчёт по испытанию бронеавтомобиля БА-10 в зимних и весенних условиях» и «Отчёт по ходовым испытаниям бронеавтомобиля БА-10». Оба отчёта хранятся в РГВА, а отрывки из них, включая множество фотографий, любезно выложены на форуме
voenspez.ru. Благодаря этим фотографиям, мы можем увидеть, как выглядели самые первые БА-10.
Выделю следующие особенности:
1. Рядом с установкой курсового пулемёта имеется отверстие для стрельбы из револьвера, проще говоря, «пистолетный порт», унаследованный от БА-6 (до того, ни на БАИ, ни на БА-3 пистолетного порта в этом месте не было).
2. Передние колёса оснащены тормозами.
3. В нижнем кормовом листе имеется лючок для доступа к реактивной штанге заднего моста.
Пистолетный порт больше на фотографиях мне ни разу не встречался. Более того, в отчёте Ижорского завода имеется фотография бронекорпуса уже без пистолетного порта. К сожалению, в выложенных отрывках отчёта нет подписи к этой фотографии, но учитывая, что отчёт подписан ноябрём 1938, очевидно корпус выпущен где-то между мартом и ноябрём.
Эта фотография интересна установленной вместо курсового пулемёта крышкой со смотровой щелью. Больше ни на каких фотографиях такая крышка, установленная на машину, мне пока не встречалась, как и описание крышки.
Но изредка крышки находят в наши дни. Не понятно только пока, действительно ли некоторое количество броневиков не имело курсовых пулемётов, или крышки входили в ЗИП БА-10 и служили для возможности демонтировать при необходимости пулемёт и закрыть амбразуру…
Лючок доступа к реактивной штанге встречается крайне редко.
(фото с портала
waralbum.ru)
На этом БА-10, запечатлённом во время советско-финлядской войны, лючок лишь краем попал в кадр. Также видны передние тормозные барабаны.
Справедливости ради должен заметить, что хорошие фотографии нижнего кормового листа не часты, и уж тем более не часто попадаются фотографии одного конкретного броневика, отснятого со всех сторон, так что не берусь судить, как много было построено машин с этими тремя характерными признаками (пистолетный порт, лючок для доступа к реактивной штанге и передние тормоза), и происходил ли отказ от этих элементов одномоментно, или что-то продержалось дольше.
Но вот эта машина, уже не имеет таких конструктивных особенностей.
Обратите внимание на иную конструкцию защитного колпака на фаре. Внутри левой фары, судя по всему, вставлена светомаскировка в виде щитка с небольшой прорезью.
Следующим изменением конструкции, по-видимому, стали появившиеся на крыше корпуса и башни ручки.
Примерно в тоже время на внутренней стороне крышки башенного люка появился приваренный профиль, по аналогии с планками на дверях отделения управления служащий, по-видимому, дополнительной защитой от свинцовых брызг.
Вслед за ручками появилась новая бронировка курсового пулемёта, устанавливавшаяся внакладку снаружи на трёх болтах, по аналогии с виденной нами ранее крышкой со смотровой щелью.
Интересно, что хотя к этому времени передние тормозные барабаны уже точно не устанавливаются, тормозные валики, как видно на этом снимке в правом нижнем углу, всё ещё на месте.
Можно сказать, что если мы видим броневик без ручек, то он почти наверняка должен иметь и раннюю установку пулемёта, но не обязательно установка была поздней, если ручки уже есть.
Последние изменения внешнего облика БА-10 перед БА-10М, которые мне удалось приметить на фотографиях, произошли в башне.
Сперва смотровую щель и пистолетный порт по левому борту башни сильно сместили назад. Это можно отследить по задней паре из четырёх болтов крепления механизма поворота башни, образующих большой прямоугольник - до переноса смотровой щели её передние болты были чуть впереди задних болтов механизма поворота, а после оказались за ними. На предыдущей фотографии смотровая щель и пистолетный порт уже смещены.
БА-10 с такой башней наряду с более ранними броневиками нередко встречаются на фотографиях событий сентября 1939 года.
Затем через некоторое время были устранены три болта в передней части левого борта, перед «прямоугольником» крепления механизма поворота - это изменили конструкцию и расположение стопора башни.
Дырка в корме корпуса тут - это не очередной пистолетный порт (его там у БА-10 никогда не было), а пробоина, вероятно, приведшая к гибели броневика.
Почти в таком виде башня досталась БА-10М, только что на Мках начали массово устанавливать панорамный танковый прицел ПТ-1, да люк немного доработали.
Возможность установки панорамного прицела была предусмотрена с самого начала, и он даже был установлен на БА-10 марта 1938 года, проходившем испытания при Ижорском заводе, хотя установка тогда выглядела несколько иначе, чем в итоге на БА-10М. Но судя по тому, как исключительно редко панорамный прицел попадается на других исторических фотографиях, абсолютное большинство БА-10, выпущенных до модернизации, всё же им не комплектовались.