Эту главу не понять, если внимательнейшим образом вы не проштудировали
главу о статье 66 ГК РФ.
Прежде чем рассказать, как реально это получается на практике с помощью статьи 66 ГК пилить деньги жильцов, я вначале
процитирую статью 40 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище». До 2008 года в сфере управления, эксплуатации имеющимся жилищным фондом действовали государственные, муниципальные предприятия. До 2010 года в сфере нового строительства жилья действовал государственный контроль в виде процедуры лицензирования всей строительной деятельности. Что мы имеем сейчас. Под лозунгом - создадим конкурентную среду в сфере ЖКХ, государство определило принципы новой жилищной политики, и фактически устранилось от сферы содержания жилого фонда, допустив в управление жилым фондом частные управляющие компании. Под лозунгом - больше свободы бизнесу в строительной отрасли ликвидировано лицензирование строительной деятельности. На первый взгляд, какая де разница управляющие компании в сфере ЖКХ частные или государственные? Но это только на первый взгляд. Приведу популистский пример - я учредитель, собственник фирмы. Я пишу устав, прописываю там свои полномочия при контроле за деятельностью фирмы, сроки назначения и условия отстранения от должности директора. Я, как собственник фирмы, не только по «писанному», но и практически могу контролировать деятельности фирмы, проверять ее документацию, следить за тем, как директор распоряжается имуществом, как он заключает договоры, какие там прописываются условия и цены. И всегда могу сказать «стоп» директору - а что де за липовый договор ты заключил, а что за заоблачные цены у тебя фигурируют, а куда денежки пошли? И вообще что за штат тобой набран сплошь некомпетентные людишки! Плохо ли хорошо занимались ЖКХ все эти Мупы, где учредителями выступали муниципальные органы власти, но местная власть и директора назначала, и регулярные проверки проводила, и прокуратура как орган государства, по жалобе граждан всегда с большей степенью быстроты и свободы могла вмешаться в деятельность МУПа. Но вот на арену, якобы, конкурентной борьбы вышел частник - частные управляющие компании (далее - УК). И директора в УКа теперь назначает частный учредитель, и этот учредитель заинтересован, в первую очередь, в извлечении прибыли, в уходе от налогов, и при этом, чтобы все было шито-крыто. И частник-учредитель рядом с той же управляющей компании насоздает десятки (вспомним как просто это сделать в соответствии со ст. 66 ГК РФ) фирмочек- однодневочек. И через эти 10 «свойских фирм», под липовые договоры будет откачивать со счета управляющей компании и деньги жильцов, и от налогов скроется. Спустя 4 года после допущения частника в сферу жилищно-коммунального хозяйства Правительство издало постановления об обязательном информировании на официальных сайтах УК информации о деятельности компании. Ну и что?! А что каждый собственник квартиры должен перед этим сайтом с калькулятором сидеть и высчитывать, а где и что ушло налево. У нас в России, что, обязательное аудиторское образование для всех граждан РФ введено?! Государство, скинув с себя управление и содержание ЖКХ, оставило мифический внешний контроль, который никогда не будет эффективнее внутреннего контроля в те времена, когда государство было собственниками МУПов. А все эти совещания, грозные заявления, якобы проверки плановые ничего не поправят. Воровали и будут воровать в УК - между совещаниями, проверками и после затихания громких заявлений должностных лиц государства.
Давайте сравним
Чтобы наглядно увидеть степень воровства в различных отраслях жизни населения приведу таблицу роста цен и тарифов с 1988 года, именно до 1989 года, в котором стали много трепаться о реформах, который в действительности стал перестроечным, и с которого пошел и преднамеренный дефицит, и ползучая инфляция.
Продукт иль тариф 1988 год 2014 Выросло: спички 1коп-1руб. 100 раз, киловат 4 коп.- 2руб.90 коп. 75 раз, бензин 14 коп.- 26-30 руб. 200 раз, водка 4руб.12 и 3руб 62 коп- 250-350 руб. Примерно 100 раз, автобус 5 коп.- 16 руб. 320 раз, Молоко 1 л 26-28 коп- 30 руб. 110 раз, Хлеб буханка 1 кг 14 коп 18 руб- (800 гр)= 22,5 руб. за 1 кг 160 раз, Колбаса вареная 2,2 руб. при 80% мяса в ней- 220 руб. при 40% мяса, в пересчете на 80% мяса - 440 руб. 200 раз, Яйца десяток 90 коп. - 1 руб.30 коп.- 52- 55 руб. Примерно в 58 -61 раз, Сахарный песок 90 коп.- 30-40 Примерно в 42 раза, Минимальная заработная плата 70 руб. в СССР- 5554 80 раз, Минимальная пенсия при полном стаже для назначения пенсии 50 руб.
в СССР- 6252 руб. 125 раз, Средняя заработная плата 256 руб. по СССР. (по Ярославской области не нашла данных)- 29321 руб. за 2013 год В Ярославской обл.- 21293 руб. 114 раз
Однокомнатная квартира в поселке Лесная Поляна Ярославской области (со всеми удобствами, кухня 9 кв.м., лоджия 4 кв.м., кол-во проживающих -2 человека) 6 руб. 52 коп. в эту сумму входит и газ, а счетчиков тогда не было Январь - декабрь 2012 Средний показатель за месяц 2253,1 руб в 346 раз !!! после последних повышений 2013 года это стало еще больше
Примечания к таблице. Чтоб идеологические противники не занимались «исканием блох», сразу оговорюсь, что по средней заработной платой по области и стране получаются небольшие «неувязки». Сначала пресса рапортует одну цифру, «входишь» на официальные сайты цифры несколько другие, а потом появляются печатные варианты опять расхождения. Но расхождения небольшие, не кардинальные, в сотню-другую рублей. По минимальной пенсии. Такого понятия нет. Если в результате начисления пенсии, ее размер будет мал, но пенсионеру «доплачивается» до установленного минимального прожиточного уровня неработающего взрослого гражданина, который регулярно пересматривается. В квитанциях по ЖКХ за 2012 год по однокомнатной квартире с прописанными в ней двумя человеками и не установившими счетчики, средняя квартплата за 2012 год получилась 2253,1 руб. А вот за 2013 год цифру назвать не могу, люди стали осторожными, «как бы чего не вышло», но понятно, что в 2013 году квартплата значительно выше. Для наглядности я сканировала четыре квитанции за 1988 год. За тот же 1988 год мною взята справка о заработной плате в сельхозтехнике за четыре года, чтоб не было предположений о выборе наиболее высоких показателей по годам. При этом следует добавить, что в мои доходы в 1986-87 годах входила еще зарплата за совместительство в университете - спецкурс «Юридическая служба в народном хозяйстве», и доходы за 5 месяцев работы в Сельхозхимии. Поэтому к стабильно средней заработной плате в 190 рублей плюсую алименты на сына в 50 рублей (со старлея в ОБХСС - за точность ручаюсь), и доход на семью из двух человек получается примерно в 240 рублей. Таким образом, доля квартплаты в моем доходе составляла 2,6%. Подруга с семьей из 4 человек и доходом в 450 рублей за трешку платила в тот же период - 11руб 40 копеек, тот же почти процент от общего дохода семьи - 2,5%.
Пенсионерка, моя бабушка с пенсией в 80 рублей платила за комнату в коммунальной квартире 4 рубля - всего 5% от дохода. А потому при разумных ценах и тарифах пенсионерка не нуждалась в каких-то льготах и субсидиях. Получается, что за 25 лет рост стоимости проезда в общественном транспорте, расходы на жилье самые чудовищные, по сравнению с ростом других тарифов и цен. Расходы на жилье и транспорт, это то, что сократить невозможно. Ты можешь сесть на одну картошку со своей дачи, покупать дешевые сосиски, которые и кошка есть не станет, пить только чай из бесплатной мелиссы, можешь начать перешивать одежду из советского прошлого, перелицовывать, перекрашивать. Но как в Ярославле обойтись без расходов на транспорт? Да невозможно. И потому рост на тарифы транспорта огромный. В шалаше в Ярославле не проживешь, даже если рядом милка будет, холодновато и с ней…. Поэтому сократить, иль вовсе избавиться от расходов на коммунальные услуги, невозможно. Поэтому тоже рост цен в сфере ЖХК чудовищный. Сейчас, первопроходцы со счетчиками ликуют экономим, но попомните, как только счетчики будут у всех, просто резко вверх «дернется» тариф на единицу. Несмотря на обилие нефти в России, цена бензина, тем не менее, выросла в 200 раз, бензин нужен всем, и во всех производствах. А вот если без спичек обойдешься - то и рост цен на них самый маленький, если водку пьют не все, то и рост цен на водку сопоставим с ростом зарплаты по стране. И уж красноречивы цены по сладкому и яйцам - все с возрастом рано или поздно начинают себя ограничивать в потреблении сладкого и яиц из-за угроз атеросклероза и диабета. Поэтому как не пытались играть своими картельными соглашениями с ценами на сахарный песок оптовики, но потребитель не сдался! Пить чай несладкий ведь так полезно. Так и не «подтянули» торговцы рост цен на песок к среднему показателю роста многих цен в России за два десятилетия (с 1992 года) в 200 раз Получается, что в тех отраслях, направлениях жизни общества, где находится самый необходимый продукт, услуга, незаменимые для жизни человека, там и рост самый устрашающий - на жилье, транспорт, бензин. Из этого вполне логичный вывод - в тех отраслях и наглеют, и ворую более всего, чиновники и предприниматели при этом рассуждают нагло, но логично: а куда, мол, населению деться?!
Перейдем просто к азам экономической теории.
Составляющей частью себестоимости любого продукта, услуги (перечисляю очень обще) - это заработная плата, сырье, материалы, энергия, ГСМ. Есть производства энергоемкие, материалоемкие, там, где в себестоимости большая часть - это затраты или на материал или на энергию. Строительство - материалоемкая отрасль, перегонка спирта - энергоемкая. В сфере услуг, например, доля заработной платы в общей цене услуги наибольшая, поэтому услуги, это всегда - трудоемкие. И главный вывод - рост цены какой-то составляющей части себестоимости товара иль услуги в 2 раза, не означает, что, вся услуга, товар, тариф должны расти тоже в 2 раза. Приведу наглядный смешной пример - тариф чистильщика обуви на улице в 100 рублей. Составляющими тарифа - 10 рублей расходы на ваксу, 90 рублей за личный труд. Вакса подорожала в 2 раза, т.е. на 100%. Но рост тарифа на услугу чистильщика не будет 100%, а составит всего 10%, потому что вакса в стоимости услуги составляла всего 10%. Пусть цена на ваксу вырастет в три раза, но услуга чистильщика повысится всего на 20%. Пример, полагаю, понятен. Так вот в коммунальных услугах именно в разделе - содержание жилого фонда - основная часть себестоимости - это затраты на заработную плату. Но стоимость труда в России выросла примерно в 100 раз . Энергия и бензин выросли соответственно в 75 и 200 раз. А с чего это у нас тарифы на тепло, горячую воду, и вообще все содержание жилья выросли в 360 раз? Обоснованный рост тарифов на содержание жилья вместе с отоплением, должен быть по идее состояться в средних показателях между 80, 114, и 200 разами. Но уж точно - меньше чем в 200 раз. Тем более, что бензином у нас нигде воду не нагревают, а другие нефтепродукты дешевле бензина. Самое дорогое тепло - у мазутных котельных. Но большинство населения имеет тепло и горячую воду от газовых котельных, самых дешевых по стоимости одной Гкаллории тепла Вы чуете, каков размер катастрофы? И все притворяются, как будто не видят, что идет явно нелогичный рост тарифов в сфере ЖКХ, по сравнению с ростом других цен и тарифов.
Зададимся вопросом, а почему так получилось? Ну, не дураки, же там, «наверху». Путь даже наши депутаты муниципалитетов в большинстве своем преимущественно иль пешки или пофигисты с зарплатой в 100 тысяч с лишком. И почему, несмотря на громкие заявления «сверху», не навести порядок в ЖКХ, здесь, на местах. Почему до сих пор не разберутся с ценами, тарифами?! И при этом демонстрируется явное ничегонеделанье. Отписки отправляются даже на коллективные жалобы избирателей, которые сопровождаются письмами депутатов областного уровня! «Почему так?» - задавалась вопросом я. И ответ о причинах, глубоко скрытых, совсем неожиданно получила после реплики одной из старших домов в нашем поселке. Дама разносит квитки на уплату квартиры. Из 60 квартир в доме, построенном в 1982 году, 45 квартировладельцев пользуются субсидиями, льготами и т.п. То есть полностью за счет своих личных доходов коммунальные услуги уплачивают всего 15 квартировладельцев из 60! Остальные по причине роста, чудовищного роста тарифов ЖКХ, да еще при крайне низких зарплатах и пенсиях - за квартиру не в состоянии расплатиться, опираясь только на личные доходы. Из-за низких доходов- зарплат, пенсий, жильцы квартир идут на поклон к власти - собирают справки, оформляют субсидии, льготы. Понимая, что один дом не показатель, я навела справки через администрацию поселка Лесная Поляна о получателях субсидий, льгот по оплате жилья. Выяснила - из 1050 квартировладельцев, только 300 человек платят за квартиры без льгот и субсидий. Логически следует и другой вопрос - а такой человечек, что «на крючке» у нашей власти по причине субсидий, льгот, он будет бунтовать, голосовать «против»?! Поэтому я полагаю, что это государственная политика - регулярный рост тарифов на жизненно необходимые услуги - на содержание, ремонт жилья. Половина нашего поселка в Лесной Поляне на крючке у власти! Нищее население самое трусливое население. А если при низких доходах ему еще регулярно повышать тарифы на ЖКХ, то население будет дрожать перед одной мыслью-страхом: как бы чего не вышло. И против власти - ни-ни. Что и требовалось для власти! А все эти якобы контролирующие органы в правительствах, администрациях - это имитация деятельности.
Потому и «впущены» в сферу ЖКХ частные управляющие компании. На их долю правительство взгромоздило неблагодарную, но сверхприбыльную работу - оббирать население через тарифы. Сразу решается несколько задач:
1. вроде власти не при чем, когда не ремонтируется нормально жилищный фонд, обворовываются жильцы - это вот они, управляющие компании, виноваты,
2. власть выставляется благодетелем, когда обещает «разобраться»,
3. благодаря деятельности управляющих компаний население нищает, и все более «на крючке» у власти,
4. расширяется идейная поддержка существующей власти за счет слоя жирующих на тарифахи нормативах в сфере ЖКХ, предпринимателей.
Деньги переправляются на Запад, который так нуждается в подпитке ресурсами из России. А наша элита любит Запад больше собственного населения.
О видах воровства в управляющих компаниях.
Все происходящее в сфере ЖКХ - это жилищный геноцид. Потому что на законодательном уровне дали массу лазеек, чтобы воровать.. И воруют, чуть ли не на законных основаниях, благодаря все той же 66 Гражданского кодекса. Вы уже поняли, что создать коммерческую фирму у нас весьма просто - 10 тысяч уставного капитала, 2 тысячи госпошлина, тысячу за удостоверение подписи учредителя у нотариуса; и фирма готова. И вот вокруг управляющей компании создается масса «своих фирмочек». 10 родственников физического лица создадут 10 технических ООО. А эти технические ООО вместе с другими более далекими родственниками частника, где никогда не будут выявлены родственные связи, совместно создадут еще 10 других ООО. А то и вовсе как в Италии учредители из домов для престарелых иль бомжи из подвала. А после создания окончательных фирм: ООО №11 будет поставлять стройматериалы по высочайшим ценам, ООО № 12 будет оказывать какие-то консультационные услуги, коллекторские, ООО № 13 - ремонты подъездов, ООО № 14 - ремонты кровли, и далее по списку. Все услуги (какие только можно придумать), для обслуживания домов, будут идти через эти «свойские фирмы» по завышенным объемам и завышенным ценам. Годик-другой эти фирмы просуществуют, перед началом (раз в три года) налоговых проверок эти фирмы просто испарятся. Создадут другие. Разве 13 тысяч рублей велика сумма на создание фирмы, когда через фирмы миллионные суммы откачиваются?! Тем более, что и 10 тысяч можно реально не тратить, сегодня в банк положил, а завтра снял.
С фирмочками заключаются липовые договоры (первый вид воровства), в фирмы перечисляются далеко не липовые деньги, полученные с жильцов. Домов «под управление» частные управляющие компании стараются нахватать как можно больше. Директор УКа состряпал с директором «свойской фирмы» договор, подписал акт выполненных работ и дает указание главбуху о перечислении денег. Какая налоговая и когда будут проверять в 200 домах, например у нашей управляющей компании, производился иль нет ремонт? Налоговая проверит лишь правильность оформления документов на ремонт. Вы думаете, почему так стало много мигрантов в сфере ЖКХ? А потому, что мигрант зависим, куда ему сказали - туда и пошел, мало понимая, а на том ли объекте он трудится. Массовое применение труда мигрантов пошло именно с создания частных управляющих компаний. Мигранты приезжают и уезжают, это так удобно - все концы в воду.
Второй вид воровства - завышенные объемы и завышенные цены в договорах со «свойскими фирмами». Вряд ли налоговая полезет на дом проверять - а тот ли материал положен, в сколько слоев? Например, я в ответе на жалобу, что поселок не ремонтируется, получила целый отчет - как хорошо ремонтировался дом № 28 в поселке Лесная Поляна. В отчете по 28 дому Лесной Поляны было записано - 7 прочисток канализации за 8 месяцев 2010 года! Все может быть со столь большим количеством прочисток, только вот как оказалось в доме за одну прочистку 445 метров стояков, когда их там всего 220 метров, потому что дом пятиэтажный и в нем всего 60 квартир. Что же это получается? За одну прочистку в доме чистились все стояки сразу, и по два раза?! Что ж такое у нас было в 2010 году?! Так это только один маленький пример. А сами сметы? В раздел затрат на заработную плату закладывается средняя зарплата по области вместе с налоговыми отчислениями. «Свойская фирма», выступающая в виде подрядчика на ремонте кровли, нанимает мигранта, зарплату ему платит по минимуму - экономия на зарплате. Да и зарплата черным налом, налогов с зарплаты оказывается раза в три меньше, чем в смете было заложено. Вот тебе уже и двойная экономия по смете, по разделу «затраты на зарплату». А уж про материалы вообще помолчим. Кто будет проверять, соответствует ли после проведенного ремонта материал на крыше тому материалу, что был учтен в утвержденной перед ремонтом смете!? И сколь положено слоев, сколько заложено в смету, иль фактически на крыше в 2 разе меньше слоев? Правильно ли ремонтировали, и ремонтировали ли вообще? Умник возразит - существует де гарантия и на крышу. Существует... Проводит «свойская фирма» целый год ремонты с липовым объемами иль с сильно завышенными объемами. Ремонты на сотне крыш. Год «похапала» управляющая компании пополам со «свойской фирмой» деньги жильцов. Крыши потекли, имитация гнева и суеты со стороны управляющей компании. А «свойскую фирму» ликвидируют, отвечать по гарантиям некому! И это не только в сфере ремонта, это аукается и при новом строительстве. Ведь у нас так просто создать потом еще одну фирмочку, даже по чужим документам, по украденным иль «арендованным» паспортам. Еще больший умник скажет - но ремонтники вступают в СРО, платят взносы. А когда распиливают суммы, близкие к миллиардам, плюнуть на 350 тысяч рублей взносов в СРО - пара пустяков. То- то, умники…
Третий вид воровства - производство работ на чужих объектах. Этот вид воровства был освоен еще в 90-х годах. Все красиво - и договор, и объем, все оформлено. Но производится ремонт не на обслуживаемом доме, а на чужом объекте, и с владельца чужого объекта получат живые деньги в личный карман за ремонт, а затраты «вешают» на управляющую компанию, чтоб ей налогов меньше платить. И опять причина - брать мигрантов со стороны - что он вспомнит, что он знает, а еще быстрее уедет к тому моменту, если когда-либо этот объем работ и будут проверять.
Но самая мощная подпитка в личный карман учредителей идет от того, что штат управляющей компании минимальный, управленцы одни. Нет сантехников, электриков, никакого производственного персонала. И даже сантехнические работы выполняются силами других организаций. А в строке - содержание и обслуживание жилья, есть подстрочка - на содержание управляющей компании. Если штат сделать минимальным, то какая экономия, какая разница между собранными деньгами и выплаченной зарплатой штату! А то, что наем сторонней организации для производства работ обходится значительно дороже - это уже проблемы жильцов. На их долю остается крошечная часть реальных услуг, за те огромные деньги, что выплачивают жильцы, собственники квартир в пользу УКа. А по теплу, мусору, воде тоже огромное поле для маневра! Мусор становится золотым. По идее, например, если собранных денег с жильцов (что сплошь и рядом происходит) в 10 раз больше, чем реально заплачено за вывоз мусора из дома, из целого поселка (например, из Лесной Поляны), то по логике и закону, управляющая компания должна вернуть излишне полученные деньги жильцам. Но подобного не происходит. Управляющие компании научились ловчить и с мусором - за отдельную плату в личный карман, в мусорные баки для жильцов, предназначенные для вывоза бытового мусора, якобы случайно, попадает мусор коммерческих фирм.
Тоже происходит и с другими строками по квитанции за ЖКХ - за все виды ресурсов. А с ведением ОДН (общедомовые нужды) по каждому виду ресурсов (электроэнергия, вода, газ) жизнь управляющих компаний будет сверхсладкой. А уж про тепло мы тихо помолчим. Я тут формулу по потребностям тепла применяла, где в расчет принимается средняя температура наружного воздуха по месяцам, общий объем здания, материал и толщина стен, общий объем квартиры (высота потолков Х площадь) - расчеты в наших квитанциях за тепло в 3 раза превышают реальные Гкалории. Ну, пусть формула несовершенна, и в действительности всего в 2 раза. Но это главная статья расходов в течение 7-ми месяцев отопительного сезона!
Но воруя у жильцов, накручивая и лоббируя завышенные тарифы ради личного обогащения, управляющие компании, фактически, воруют и у государства. Я приводила пример как из нашего дома, из 60 владельцев, 45 пользуются различными субсидиями и льготами, из 1050 квартир поселка, только в 300 квартирах жильцы платят 100% квартплаты. Но будь тарифы разумными, районный и областной бюджет не тратили бы, в огромных размерах, средства на субсидии и льготы для жильцов с низкими доходами. Грубый подсчет по нашему поселку показывает, что отопление в Ярославском районе превышает даже ярославские городские показатели на 30%, а так нормативы воды вообще в 3 раза выше городских и содержание жилья на 50%. То вывод таков - 30% субсидий в Ярославском районе могли быть сохранены для бюджета. Только по Лесной Поляне при 750 получателях субсидий и льгот это составляет сумму примерно 700 тысяч рублей в месяц - для районного, областного и федерального бюджетов вместе. В год миллионы с одного поселка, а за 5 лет - это миллиарды по Ярославскому району. Поэтому, второй причиной завышения тарифов ЖКХ является следующее - Субсидии становятся законным основанием перекачки средств, собранных за счет налогов со всего населения (13-ти процентный подоходный налог весь остается в области) в бездонные карманы владельцев управляющих компаний. И через 147 лет после написания «Капитала», К.Маркс абсолютно прав, обратив внимание на то, что бюджет буржуазного общества используется правящим классом для накопления собственных капиталов. За счет безудержной алчности управляющих компаний недофинансируется образование и медицина для всего народа, не ремонтируются должным образом дороги внутри город и деревень, и многое чего не делается для народа за счет бюджетных денег. При первом взгляде на взаимоотношения внутри «рокового треугольника»: управляющие компании-жильцы - чиновники, мы видим, что нашим государственным мужам недосуг, порой не хватает просто компетентности, разбираться с тарифами. Свою ж зарплату они получат, а в отношении того, что за крохи останутся в бюджете на общие нужды после огромного потока субсидий, чиновника не интересует. Им, чиновникам, хватит денег и на медицину, и на образование, т.к. зарплата областных чиновников, даже среднего звена, меньше 100 тысяч не бывает. И свой брат в управляющей компании чиновнику ближе по духу. А потому, чиновник не «обидит» буржуина в пользу рядовых граждан - собственников квартир под игом управляющих компаний.