Давайте вместе истерить! Что скрывает ложь (Trespass). Авторские заметки

Mar 09, 2019 15:36





Потрясающая и органичная даже в соплях и крови Николь Кидман и вот это усатое недоразумение. Авторы картины решили взять абсурдом не только в поведенческих моментах

История с этим фильмом вышла презабавная: хотелось в кои-то веки ознакомиться с одноименным фильмом 2000-го года с Фордом и Пфайффер, но скачалось вот это. Впредь буду внимательнее. Впрочем, в адрес «Что скрывает ложь» 2011 года тоже есть несколько мыслей, которые стоит озвучить.

Посредник в сделках по продаже алмазов и ювелирных изделий из них Кайл Миллер (Николас Кейдж) вместе со своей женой (Николь Кидман) оказывается в крайне неудобной ситуации - они попадают в заложники к группе грабителей, которая представилась патрулем полицейских, проводящих профилактические беседы с гражданами в связи с участившимися случаями грабежей. Цель у разношерстной группы простая - добыть алмазы Кайла и его сбережения. Так сложилось, что один из грабителей некоторое время назад работал в доме Миллеров и многое успел выведать о системе безопасности, планировке и взаимоотношениях в нанявших его семье. Осталась лишь маленькая формальность - открыть сейф в кабинете Кайла и сбежать с награбленным, но глава семейства неожиданно начинает вести свою игру с вторженцами, начиная взывать к голосу разума преступной группы. Все портит неожиданное возвращение с вечеринки дочери Миллеров...



«Что скрывает ложь» достаточно далека от образа этакого разудалого (для нападающей стороны, конечно же) слэшера, в котором главным героям отведена довольно незавидная роль расходного материала. Это куда более размеренное и целенаправленное кино, чем-то отдаленно напоминающее «Комнату страха» (2002). Другой вопрос в том, что рассказанная история, к сожалению, довольно вторична.

Данный фильм задумывался как (цитата из Википедии) произведение со «сложным психологическим сюжетом, в основе которого ... главная идея - показать, как человеческие грехи (алчность, прелюбодеяние, ложь) легко усмотреть даже в самых близких и любимых людях только потому, что каждый судит по себе». Отчасти это утверждение верное, поскольку скелетов в шкафу у обеих сторон конфликта оказывается больше, чем достаточно. Со стороны Миллеров - муж подозревает жену в неверности, жена недовольна холодностью мужа и быстрым взрослением дочери; со стороны грабителей - огромные долги одной части группы перед представителями другой, зависимость от наркотиков, стрессовые расстройства и разное представление о конечной цели и методах совершаемого «мероприятия».

Только вот все это не воспринимается должным образом из-за главной проблемы всего фильма - бесконечного мельтешения на экране, сопровождаемого глупейшими ультиматумами то с одной, то с другой стороны. Каждые пять минут кто-то куда-то кого-то тащит, душит, ударяет, где-то запирает, потом все меняются местами, затем снова все повторяется, но с новыми условиями (шприц с наркозом или звонок из полиции). Бесконечно все куда-то бегут, отсчитывают время, звонят, психуют и не могут придти к единому логическому решению. Особенно смешно это выглядит на фоне бесконечных угроз в адрес Кайла, который наотрез отказывается открывать сейф, ибо это единственная вещь, которая по его утверждению еще оставляет всех членов семьи в живых. И тут начинается: я пристрелю твою жену, снова пристрелю твою жену, ОПЯТЬ пристрелю твою жену, если ты не откроешь, я пристрелю твою дочь, тебя и т.п. Стоит отдать должное с какой тупостью действуют недопреступники, параллельно забивая косячок по ходу процесса и периодически устраивая мордобой между собой.

Многое можно списать на то, что группа преступников собралась вынужденно, никогда не совершала подобных действий и убийств, что важно, в том числе, но как можно настолько испортить подобного рода сцены и сюжеты в целом, сложно даже представить. С экрана на зрителя выливаются одни беспорядочные эмоции, почти не приправленные какой-либо последовательностью действий. Главных героев и убивать нельзя, т.к. неизвестно, где они хранят свое богатство, но и оставлять их в живых тоже нельзя, т.к. и лица засвечены, и имена, явки, и пароли. Своеобразный цугцванг, выливающийся в настоящий тройной раскол преступной группы из четырех человек, приведший к еще большему финальному маразму (что со стороны поездки к богатеньким друзьям Эвери, что со стороны поджога летнего домика и ситуации со строительным пистолетом).

Светлым пятном на этом фоне выступает лишь пара Кидман-Кейдж. Николь как и обычно прекрасно выглядит в кадре, самую малость не дожав в эмоциональном плане (тушь так и не потекла от слез, господа гримеры). В порывах ее героини чувствуется и настоящий нерв, и готовность грудью закрыть любимых людей, и желание вновь разжечь забытую искру семейной страсти. Герой Кейджа же рассудителен, умен, готов не боясь вступить в открытую конфронтацию с грабителями и, взвесив все за и против, поступить так, как того требует ситуация, а не прихоть чувств. Другое дело, что большинство его ролей как две капли похожи друг на друга («Мэнди» нужно срочно посмотреть, говорят, лучшая его актерская игра за долгое время). По этой причине я даже и не знаю, насколько правильно стоит оценивать его вклад в улучшение образа «Что скрывает ложь». Как минимум, Кайл на экране достаточно важная и значимая фигура, а значит, Кейдж все сделал грамотно.

Претензии с моей стороны есть и к художественной части картины. Во-первых, мне ужасно не понравилось, как был реализован момент закрытости помещения. Картина хорошо держится на этом ровно десять минут аккурат до вторжения преступников. Есть что-то атмосферное в том, как Сара готовит ужин на кухне, как несет еду наверх дочери, как переодевается для мужа в ванной. После этого увеличившийся темп повествования рушит всю магию момента и затирает помещения в одно серое незапоминающееся пятно. Во-вторых, музыки, как одной из основных повествовательных частей, я совсем не прочувствовал. Однообразный эмбиент, напряженные мотивчики и ничего акцентированного или полноценного. В-третьих, периодически пробивается искусственность самого кино. Пресловутая ситуация со звонком в полицию, сам персонаж дочери Эвери и классическая история с наркотиками веют кризисом идей. В то же время хочу отметить хорошую работу костюмеров, оператора и светорежиссера. Отдельно остановлюсь на последнем. Порой, создавалось впечатление чрезмерного освещения, словно съемки происходили в какой-то студии телевидения с дополнительными светоотражательными экранами. Не отнес бы это ни к плохому, ни к хорошему моменту, скорее отметил бы как особенность картины.

Таким образом, «Что скрывает ложь» при всех своих критических повествовательных минусах в целом картина скорее нейтральная, чем плохая. За актерской игрой (местами чрезмерно резкой) и создаваемыми образами все же наблюдать вполне приятно, но большего фильм Вам не подарит. От «глубокого» психологизма здесь одно только название, упирающееся в раздел интересов групп, от настоящей драмы - только крики и угрозы, а от самой ситуации - пустой пшик, вылившийся в необязательные жертвы из-за упрямства одних и откровенной дурости других. К просмотру рекомендовал бы лишь тем, кто хочет лишние полтора часа полюбоваться на притягательную мордашку Николь Кидман.

image Click to view



Дэш Майок, Кино, 2011, Что скрывает ложь, Криминал, Бен Мендельсон, ego_drakonis, Джордана Спиро, note, Дэвид Бакли, Николас Кейдж, Драма, Триллер, Лиана Либерато, Джоэл Шумахер, Кэм Жиганде, trespass, Николь Кидман

Previous post Next post
Up