Потрясающая и органичная даже в соплях и крови Николь Кидман и вот это усатое недоразумение. Авторы картины решили взять абсурдом не только в поведенческих моментах
История с этим фильмом вышла презабавная: хотелось в кои-то веки ознакомиться с одноименным фильмом 2000-го года с Фордом и Пфайффер, но скачалось вот это. Впредь буду внимательнее. Впрочем, в адрес «Что скрывает ложь» 2011 года тоже есть несколько мыслей, которые стоит озвучить.
Посредник в сделках по продаже алмазов и ювелирных изделий из них Кайл Миллер (Николас Кейдж) вместе со своей женой (Николь Кидман) оказывается в крайне неудобной ситуации - они попадают в заложники к группе грабителей, которая представилась патрулем полицейских, проводящих профилактические беседы с гражданами в связи с участившимися случаями грабежей. Цель у разношерстной группы простая - добыть алмазы Кайла и его сбережения. Так сложилось, что один из грабителей некоторое время назад работал в доме Миллеров и многое успел выведать о системе безопасности, планировке и взаимоотношениях в нанявших его семье. Осталась лишь маленькая формальность - открыть сейф в кабинете Кайла и сбежать с награбленным, но глава семейства неожиданно начинает вести свою игру с вторженцами, начиная взывать к голосу разума преступной группы. Все портит неожиданное возвращение с вечеринки дочери Миллеров...
«Что скрывает ложь» достаточно далека от образа этакого разудалого (для нападающей стороны, конечно же) слэшера, в котором главным героям отведена довольно незавидная роль расходного материала. Это куда более размеренное и целенаправленное кино, чем-то отдаленно напоминающее «Комнату страха» (2002). Другой вопрос в том, что рассказанная история, к сожалению, довольно вторична.
Данный фильм задумывался как (цитата из Википедии) произведение со «сложным психологическим сюжетом, в основе которого ... главная идея - показать, как человеческие грехи (алчность, прелюбодеяние, ложь) легко усмотреть даже в самых близких и любимых людях только потому, что каждый судит по себе». Отчасти это утверждение верное, поскольку скелетов в шкафу у обеих сторон конфликта оказывается больше, чем достаточно. Со стороны Миллеров - муж подозревает жену в неверности, жена недовольна холодностью мужа и быстрым взрослением дочери; со стороны грабителей - огромные долги одной части группы перед представителями другой, зависимость от наркотиков, стрессовые расстройства и разное представление о конечной цели и методах совершаемого «мероприятия».
Только вот все это не воспринимается должным образом из-за главной проблемы всего фильма - бесконечного мельтешения на экране, сопровождаемого глупейшими ультиматумами то с одной, то с другой стороны. Каждые пять минут кто-то куда-то кого-то тащит, душит, ударяет, где-то запирает, потом все меняются местами, затем снова все повторяется, но с новыми условиями (шприц с наркозом или звонок из полиции). Бесконечно все куда-то бегут, отсчитывают время, звонят, психуют и не могут придти к единому логическому решению. Особенно смешно это выглядит на фоне бесконечных угроз в адрес Кайла, который наотрез отказывается открывать сейф, ибо это единственная вещь, которая по его утверждению еще оставляет всех членов семьи в живых. И тут начинается: я пристрелю твою жену, снова пристрелю твою жену, ОПЯТЬ пристрелю твою жену, если ты не откроешь, я пристрелю твою дочь, тебя и т.п. Стоит отдать должное с какой тупостью действуют недопреступники, параллельно забивая косячок по ходу процесса и периодически устраивая мордобой между собой.
Многое можно списать на то, что группа преступников собралась вынужденно, никогда не совершала подобных действий и убийств, что важно, в том числе, но как можно настолько испортить подобного рода сцены и сюжеты в целом, сложно даже представить. С экрана на зрителя выливаются одни беспорядочные эмоции, почти не приправленные какой-либо последовательностью действий. Главных героев и убивать нельзя, т.к. неизвестно, где они хранят свое богатство, но и оставлять их в живых тоже нельзя, т.к. и лица засвечены, и имена, явки, и пароли. Своеобразный цугцванг, выливающийся в настоящий тройной раскол преступной группы из четырех человек, приведший к еще большему финальному маразму (что со стороны поездки к богатеньким друзьям Эвери, что со стороны поджога летнего домика и ситуации со строительным пистолетом).
Светлым пятном на этом фоне выступает лишь пара Кидман-Кейдж. Николь как и обычно прекрасно выглядит в кадре, самую малость не дожав в эмоциональном плане (тушь так и не потекла от слез, господа гримеры). В порывах ее героини чувствуется и настоящий нерв, и готовность грудью закрыть любимых людей, и желание вновь разжечь забытую искру семейной страсти. Герой Кейджа же рассудителен, умен, готов не боясь вступить в открытую конфронтацию с грабителями и, взвесив все за и против, поступить так, как того требует ситуация, а не прихоть чувств. Другое дело, что большинство его ролей как две капли похожи друг на друга («Мэнди» нужно срочно посмотреть, говорят, лучшая его актерская игра за долгое время). По этой причине я даже и не знаю, насколько правильно стоит оценивать его вклад в улучшение образа «Что скрывает ложь». Как минимум, Кайл на экране достаточно важная и значимая фигура, а значит, Кейдж все сделал грамотно.
Претензии с моей стороны есть и к художественной части картины. Во-первых, мне ужасно не понравилось, как был реализован момент закрытости помещения. Картина хорошо держится на этом ровно десять минут аккурат до вторжения преступников. Есть что-то атмосферное в том, как Сара готовит ужин на кухне, как несет еду наверх дочери, как переодевается для мужа в ванной. После этого увеличившийся темп повествования рушит всю магию момента и затирает помещения в одно серое незапоминающееся пятно. Во-вторых, музыки, как одной из основных повествовательных частей, я совсем не прочувствовал. Однообразный эмбиент, напряженные мотивчики и ничего акцентированного или полноценного. В-третьих, периодически пробивается искусственность самого кино. Пресловутая ситуация со звонком в полицию, сам персонаж дочери Эвери и классическая история с наркотиками веют кризисом идей. В то же время хочу отметить хорошую работу костюмеров, оператора и светорежиссера. Отдельно остановлюсь на последнем. Порой, создавалось впечатление чрезмерного освещения, словно съемки происходили в какой-то студии телевидения с дополнительными светоотражательными экранами. Не отнес бы это ни к плохому, ни к хорошему моменту, скорее отметил бы как особенность картины.
Таким образом, «Что скрывает ложь» при всех своих критических повествовательных минусах в целом картина скорее нейтральная, чем плохая. За актерской игрой (местами чрезмерно резкой) и создаваемыми образами все же наблюдать вполне приятно, но большего фильм Вам не подарит. От «глубокого» психологизма здесь одно только название, упирающееся в раздел интересов групп, от настоящей драмы - только крики и угрозы, а от самой ситуации - пустой пшик, вылившийся в необязательные жертвы из-за упрямства одних и откровенной дурости других. К просмотру рекомендовал бы лишь тем, кто хочет лишние полтора часа полюбоваться на притягательную мордашку Николь Кидман.
Click to view