Плохо. До сведения скул и показного занудства плохо. Никогда бы и не подумал, что начну один из своих постов именно такой характеристикой.Никогда бы и не подумал, что один из фильмов даже и за продюсерством Дж.Дж. Абрамса получит от меня столь негативную оценку (на «Супер 8» я еле сдержался, но сдержался). Никогда бы и не подумал, что можно снять такое раздражающее своей уверенностью в правильности выбранного стиля и направления кино. Все когда-то случается в первый раз...
А ведь еще года полтора-два назад «Оверлорд» был отчетливо вписан четвертой частью Вселенной Кловерфилда и «должен был бороться со злом, а не примыкать к нему» (все-таки эта франшиза экспериментальная как ни крути). Боссы ответственных за разработку студий все решили по-другому и превратили потенциально интересный фильм о разрывах, ведущих другие миры в наш, в чрезвычайный и экстренный набор клише о WWII, псевдоисторических событиях, предшествующих высадке союзников в Нормандии, бравых американских солдатах, гадких-прегадких сексуально озабоченных немцах, таинственной лаборатории по разведению из смолы земли французской «бессмертных» войнов для Тысячелетнего рейха и героическом самопожертвовании старших по званию.
Военно-фантастический фильм умудряется провалиться на ровном месте: в нем львиную долю фильма НИЧЕГО не происходит. Тем же грешил и инопланетно-вторженческий «Скайлайн», но там и сами персонажи не только-только призванные военные (что уже само по себе выйгрышно, Вы только послушайте эти наигранные диалоги в «Оверлорде»), и события покрасочнее. «Оверлорд» запирается в четырех стенах, в выжидании, в темноте и изредка подает признаки жизни, намекая, мол, что у нас тут интрига, что это не просто трусливый темнокожий луизианец бегает по французской деревушке и секретному объекту как по проходному двору туда-сюда, параллельно выводя своих товарищей, а существует секрет, который может перевернуть ход человеческой истории (я все ждал появления «Черного солнца», Аненербе или Бласковица в качестве камео, все было бы приятнее, чем то, что есть).
Может, «Оверлорд» и неплох с точки зрения костюмов и военной идентичности (эти стороны я оставлю разбирающимся), но как можно позволить картине про пулеметы и взрывы показывать их только в последние 15 минут перед развязкой, педантичной, как англичанин в five o'clock?!! Все, я подчеркну, ВСЕ моменты с более-менее удобоваримыми кадрами были показаны в трейлере, остальное время зритель наблюдает беспрецедентных масштабов кулуарный филлер, созданный с единственной целью - заполнить хронометраж. Основной сюжет картины может уместиться в одном предложении, в то время как нас заставляют смотреть на то, как капрал Форд и гауптштурмфюрер СС Вафнер друг с другом играют в кулачные бои, на то, как рядовой Бойс флиртует с француженкой Клоэй (единственной на съемочной площадке, чья игра хотя бы не отдавала искуственностью моментов, хоть и была слегка грубовата) и на то, как солдаты решают, играть им в бейсбол, писать книги после войны или просто сделать удачную фотографию.
Все у героев происходит раздражающе удачно и вовремя, злодеи красуются мускулами (сколько раз мутировавший Вафнер мог всех уложить, даже и считать не стоит), а когда нужен бег - все идут, и наоборот. Я даже обращу на некоторые нелогичные моменты особое внимание. Когда наступает момент развязки и наши американские коммандос нападают на церковь и минируют ее, внутри здания солдаты Рейха ведут себя очень спокойно, разве что ругаются громко на супостатов, для вида, видимо, воевать-то всем надоело. Или посмотрите с какой силой щуплый доктор, разработавший сыворотку, схлестнулся с Бойсом. Да тот, похоже, вколол себе по несколько кубиков «чудодейственной», не меньше. Ну откровенный бред же! Ну и классическое несоблюдение субординации, повлекшее за собой... целое ни-че-го! Старший по званию просто проглотил неповиновение, с радостью отправился по плану рядового и еще проявил редкостное великодушие, откровенно притворяясь весь фильм штабским козлом.
Что касается фантастической части картины, то она есть. Забавно, но добавить особо нечего к этому определению. Ну заживают увечья в момент у «привитых», ну встают мертвые после уколов, ну лезет из них не пойми что (не во всех случаях, конечно) и что? Да «Обитель зла» в этом отношении куда изобретательнее и живее смотрится! Суперсилой и регенерацией в 90-ые уже было не удивить, а тут на дворе 2019 год. И если бы фильм попытался обыграть этот момент, посмеялся бы над жанром, показал бы вечные болячки сюжетных решений... Но нет, вместо этого он на полном серьезе и с каменным лицом разыгрывает «невиданную» доселе драму, наступая на все возможные грабли.
В итоге получаем фильм, который стерилен он свежих идей, шаблонен, неизобретателен, медленен, сер, уныл и по большому счету никому не нужен. Главные герои не вызывают симпатии, затянутые сцены бесят одним своим наличием, а финальные пострелушки-повзрывушки дают еще один повод задуматься, чем кино вообще должно задевать зрителя и, что самое важное, каким образом.
Прошу прощения, возможно, за чрезмерно предвзятое отношение к фильму, но его и досмотреть-то удалось с трудом, а писать о нем еще больше раздражает. Буду рад услышать альтернативное мнение, если таковое будет, в комментариях, и попробую даже изменить свое (обещаю попытаться). Пока что пищи для ума в «Оверлорде» было ноль.