Воплотить «эффект бабочки» на экране достаточно просто: берем критическую ситуацию, в которой главный герой/ключевой персонаж совершает критическую ошибку, придумываем способ для исправления этой ситуации (магия/машина времени/проявившееся сверхъестественные способности) и отправляем героев в прошлое/альтернативное состояние Вселенной. Казалось бы, вот оно - исправляй и отправляйся назад в будущее (на крайний случай оставайся навсегда в прошлом и живи с принятым решением), но не все так просто. Любое движение, действие, слово или просто порядок событий изменит ВСЮ картину будущего.
Для примера. Человек вернулся в прошлое. Вместо того, чтобы идти как обычно, свернул в переулок и пошел к цели коротким путем.
а) Он не столкнулся с женщиной с ребенком, который нес мороженое. Это мороженое не станет причиной велосипедной аварии с травмой ноги. Велосипедист станет известным спортсменом и выиграет кубок Мира, на полученные деньги перевезет свою семью в богатый район города, чем нарушит кучу взаимодействий с более бедными семьями, нарушив всю систему их состоявшихся взаимоотношений и изменит судьбы почти 100 человек. Если проще, они никогда не встретятся и не помогут/навредят друг другу даже в самой простой вещи.
б) Другой вариант. Из-за того, что Человек не пошел по главной улице, уменьшилась общий дорожный трафик, что позволит условному преступнику относительно легко преследовать одинокую девушку, возвращающуюся с работы домой. Это станет причиной последующей летальной/нелетальной трагедии, которой вообще не должно было быть. В итоге, ни полиция, ни медицинские учреждения, ни родственники девушки, до этого не вовлеченные в «событие X», ощутят его постэффект.
Что я хотел доказать этим довольно большим отступлением. НЕВОЗМОЖНО снять или нарисовать историю, досконально просчитывающую тот самый «эффект бабочки». «Город, в котором меня нет» не является исключением из этого правила и существует в координатах общих допущений локальности влияния на мир одного инцидента. Плюс это или минус? Сложно сказать. С моей точки зрения, вся сложность в подобном начинается при обсуждении, что весь «эффект» уже был предопределен и на прошлое нельзя повлиять, т.е. то, что ты собираешься исправить, уже свершилось и ты уже все исправил, даже не зная об этом. Не залезая в эти дебри, просто держим в уме, что любой фантастический сюжет основывается на представлении автора о путешествиях во времени и элементарном упрощении происходящего для зрителя, чтобы временные петли были инструментом, а не объектом повествования.
Трудовые будни мангаки: раскадровка, раскадровка и еще раз раскадровка
Сюжет рассматриваемого аниме вращается вокруг вполне рядового мангаки Сатору, который открыл в себе еще в детстве дар предотвращать определенные события, когда видит пролетающую словно сквозь пространство и время бабочку. Если не принимать во внимание этот необычный факт, Сатору в свои 28 лет все чаще начинает задаваться вопросами «Зачем мы живем?» и «Есть ли глобальный смысл во всем, чем мы занимаемся?». Подрабатывая в службе доставки, он все больше погружается в пучину самокопания и навязчивой депрессии. Одиночество, как и стены, давит на него со всех сторон, лишая не только воли к творчеству, но и мотивации грамотно распоряжаться чем-либо в своей жизни.
Последним лучом в его жизни является его мама Сачико, которая всегда рада его нечастым посещениям и понимает, что так тревожит сына. Когда тот случайно знакомится с молодой девушкой, то всячески старается будто случайно навести Сатору на правильный ход мыслей, которому тот отчаянно сопротивляется, из-за неуверенности боясь самого себя. Но в одночасье недолгая идиллия рушится: загадочная фигура пробирается в дом Сачико и хладнокровно убивает ее, успев при этом сбежать, не оставляя следов. Сатору самую малость разминулся с убийцей и по возвращении домой застает на пороге квартиры ужасающую картину. Соседи создают панику, и вот из обычного автора манги Сатору превращается в убийцу собственной матери. Сможет ли молодой человек исправить то, что случилось, и неужели корень всех проблем лежит далеко в прошлом?
Совершенно неожиданный поворот для достаточно миролюбивого начала аниме. Столь же шокирующий, сколь и жестокий, бессмысленный в своей сути
Как оказалось, лежит. Переместившись в прошлое, Сатору оказывается в средней школе много лет назад. В этих условиях помочь в расследовании могут только школьные друзья и собственная смекалка. Школьники вначале даже и не верят ни единому слову Сатору, но чем больше событий происходит с его слов, тем быстрее улетучивается скепсис. Больше всех настораживается Кэнья, слишком прозорливый и наблюдательный для своих лет. Его обостренное чувство справедливости толкает его во чтобы то ни стало помочь пришельцу из будущего разгадать тайну убийств, которые вот-вот произойдут прямо на территории их школы.
Такова завязка незамысловатого сюжета «Города, в котором меня нет». Назвать его оригинальным сложно. Новых ходов здесь действительно немного, но настоящая ценность аниме заключается в его душе, в грамотном подходе ко всему старому, которое можно показать с самой чувственной стороны. Не зря же говорят, что все гениальное - просто!?
«Город, в котором меня нет» очень во многом берет максимальную планку из возможного. Если это рисовка, то с удивительным, запоминающимся мягким стилем, если музыка, то великолепные опенинг и эндинг дополняются тревожащими душу грустными симфоническими партиями вместе с пианино и гитарой (их не так много, но тем не менее), если это сюжет, то…
Чтобы спасти одну жизнь, нужно чем-то рискнуть. Пусть этим чем-то будет и своя собственная
Была вероятность, что тайтл опошлится, используя заезженную тему временных петель и повернет в сторону классической фантастики, но… «Город» и не хочет становиться попсовым и распыляться на ненужные элементы. Для него куда важнее вопросы личностного характера. Будь то одиночество, взаимопомощь, бескорыстная поддержка или первая детская любовь. Очень глубоко и интересно представлена тема обыкновенного человеческого героизма, где без особых сверхспособностей и умений можно изменить если не мир, то как минимум судьбы окружающих тебя людей. Вопросы кармы, конечно же, никуда не уходят, поэтому даже за такой героизм приходится чем-то платить.
На самом деле «Город, в котором меня нет» намного проработаннее, чем возможно описать словами. Как передать эмоции от того, как видишь, как плачет ребенок при виде обыкновенной домашней еды и пригретый любящими руками, который в жизни такого не испытывал из-за сложности в семье? Как передать эмоции от тщетных попыток что-то изменить в настоящем, будучи ребенком в прошлом? Как оценить значимость веры, которая рождается в сомнении? Как решиться на жертву ради других? Как не ударить мать-пьяницу, которой попросту наплевать на свою дочь, которая ненавидит ее просто за то, что она родилась?!
В прошлом Сатору много самых разных людей, но кто из них может пролить свет на тайну смерти Сачико?
Как удалось вложить все это в «почти» обыденную историю про детей, для меня остается загадкой. В аниме нет ни единой лишней серии, ни одной лишней истории (Будда и паутинки), ни одного оборванного высказывания или затерявшегося последствия. Другой вопрос именно в личном восприятии. «Город», безусловно, очень грамотное, цельное, я бы даже сказал выдающееся произведение, раскрывающее особые темы общества, с очень красивой концовкой, оставляющей эфемерное ощущение недосказанности и справедливости итога, но…
Просмотр попал аккурат на личную семейную трагедию, полностью истощившую меня эмоционально. Ну не смог я адекватно сосредоточиться для максимального проникновения историей. Я даже и не отрицаю, что спустя некоторое время смог бы посмотреть на все под другим углом, но какого-то истинного культурного шока испытать не смог. Прости меня, мангака Фуджинума Сатору. Твоя история достойна, чтобы о тебе узнали все!
Рассматривая прощальное фото, начинаешь проматывать в голове моменты, которые сблизили этих людей. Непередаваемые ощущения того, что точь-в-точь такого больше уже не будет. К слову, недурственный режиссерский прием, используемый, например, в «Иной», «K-On!» или в фильме «Королевская битва», если брать что-то максимально приближенное к Востоку
P.S. С момента написания обзора прошло практически четыре месяца, и у меня есть пара слов, которую хотелось бы добавить. Она скорее эмоционального характера, нежели логического. «Город, в котором нет меня» не приемлет какой-то спешки. Им нужно насладиться, прочувствовать его, погрузиться в ностальгическую зиму главного героя: в эти невысказанные слова, еле заметные прикосновения, непонимающие взгляды Каё, беззаботные детские игры, целый новый мир, расступившийся перед девочкой, открывшейся сердцем впервые кому-то еще; в моменты, когда рождается доверие - столь редкое слово и явление в наше время…
Редко какая работа позволяет себе столько времени акцентировать на мягком, обволакивающем чувстве утраченного в детстве, упущенного в настоящем и такого осязаемого, но далекого в будущем. Для кого-то такое аниме может стать новой главой переосмысления пути или той необходимой частицей правды и человеческого тепла, без которой опускаются руки и теряется вера в себя. Кристально чистая эссенция души в виде теплой слезы, стекающей по уставшей грубоватой щеке человека, смотрящего в глубь своего прошлого с целью найти тот самый миг, в который он потерял самого себя. Как любитель эпитетов и почти критик, я могу позволить себе каплю романтизма среди сухих строк печатного текста.
Прослушать лучшие композиции из аниме
можно по этой ссылке.
Текст обзора предоставлен проектом
AniRaccoon - Озвучка Аниме | AMV | Новости. Мы привносим хорошее настроение в Ваши жизни; хотя бы на время серии любимого аниме!