Быть человеком. Обзор "Усопшие (Shiki)"

Jun 20, 2018 16:52

И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: «Все пройдет!»

Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!»

Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «Пройдет и это…»
(с) Притча о царе Соломоне

«Шики» - это… Так тяжело собраться с мыслями после подобного… В привычном понимании - это философская притча, авторское размышление, незаконченная книга, страницы которой так и будут оставаться незавершенными, сколько бы людей не заполняло их на протяжении веков…



Новые владельцы особняка на холме выглядят очень специфично и причудливо. Может, стоит познакомиться поближе?



Начнем сначала. Как это воспринимать? Львиную долю аниме занимает достаточно будничная (в рамках выдуманных сюжетов) история об истреблении. Методичном, угнетающем и совсем уж предсказуемом. Местные жители затерянной в лесах деревеньки, как они сами выражаются, «окрещены современным рационализмом» и во всякое сверхъестественное не верят. Даром что похороны проходят каждый день, местный врач отрицает эпидемию, а местный монах… Но об этом позже. Само наличие храма и прихожан не особо вяжется с «рационализаторством», ну да пускай, в истории главенствует все же точка зрения тех, кто столкнулся лицом к лицу с неизвестностью и тщетно пытается достучаться до «глухих» к голосу причинно-следственных связей сельчан.



Мэгуми так и осталась непонятой при жизни и отвергнутой после смерти

А таких героев достаточно немного: местный врач, молодой монах да пара-тройка школьников. Каждая из сторон действительно по-разному воспринимает сложившуюся ситуацию. Кто-то отчаянно старается помочь хоть одному жителю не умереть от странной анемии, лишая себя сна и внутреннего покоя, кто-то пытается проникнуть в разум «гостей» и понять их точку зрения, кто-то пытается разрешить ситуацию в одиночку, проклиная весь мир за ту жизнь, которая имеется, кто-то просто старается выжить, кто-то - помочь хоть чем-то, а кто-то - безвольно отдаться в холодные объятия смерти. И это далеко не полный спектр характеров главных героев. А сколько здесь второстепенных и третьестепенных персонажей?! И каждому уделено достаточно времени, чтобы составить четкое представление обо всем населенном пункте!



Отчаяние может принимать иногда самые крайние формы - подготовить себе могилу одно из них

Другой вопрос, что интрига как таковая, то, из-за чего чаще всего и смотрят сериалы или фильмы - мертворожденная. Ее нет. Ключевой факт истории раскрывается в одной из первых серий и медленно катится по рельсам обреченности и безысходности ровно до одного момента. Аниме буквально склоняет на свою сторону зрителя, заставляя думать, что его представления о финале правдивы. Но… Буквально за 5 серий до конца все переворачивается с ног на голову, автор смотрит тебе в глаза, долго и не мигая, и восклицает: «Да что ты знаешь о жизни?!»

А ведь я честно искал ошибки и шероховатости в «Шики». Где-то видел, как дышат «восставшие», например, после бега, и списывал это на привычку делать так при жизни, хотя акцент на этом моменте делался и не раз. Где-то появляющиеся из ниоткуда и обладающие нечеловеческой скоростью вампиры становятся загнанными в угол и выглядят совсем уж безвольно убегающими. Самой большой моей претензией вообще становилась в какой-то момент Сунако - девочка, обращенная в вампира не одно столетие назад, в меру начитанная, но по-прежнему очень наивно относящаяся к миру в целом. Здесь мне вспоминается Рика из «Цикад», чей жесткий, властный и циничный взгляд на вещи был бы более уместным. Или в литературе - Дориан Грей, в кино - Логан (Росомаха) и т.д.



Диалоги Сейсина и Сунако - краеугольный камень философии произведения

И в итоге я бы так сильно не стал акцентировать внимание на этом произведении, если бы не одно «но» - в нем нет абсолютной истины. Весь сюжет поставлен под таким углом, что «добра» и «зла» здесь не видно. Мы можем наблюдать лишь грязную изнанку жизни. Наблюдая большую часть времени за людьми, ты сопереживаешь им, осознавая ту голодную пустоту, в которую попадают переродившиеся. И в этом случае окончательная смерть - лучший выход из возможного. И это безумное истребление, нет, скорее, выживание, заставляет внутренне сопротивляться второй точке зрения на жизнь.

Но вот ты уже наблюдаешь за Шики, за их неутолимым голодом, за той участью, которую они не просили, за той ценой, которую они уплатили в обмен на часть своей души. И это не просто слова. Главный герой фильма «Проклятый остров» задавал себе, пожалуй, самый подходящий вопрос для данного аниме: «Что лучше: жить монстром или умереть человеком?». Внутренние терзания вампиров, которые соглашаются на собственноручное убийство своей семьи, лишь бы та не была растерзана другими, очень и очень тревожат. Как квинтэссенция - рассуждение Сунако про то, что она плохая, потому что убивает. Если бы она не убивала - она бы умерла от «кровавого» голода. Вывод - она плохая, потому что не умерла… Подобный софизм очень точно отражает внутренний парадокс конфликта: обе стороны вынуждены убивать, чтобы (вы)жить.



Сущность людская есть тьма

А наблюдать за тем, как убивают люди… Ну что рассказывать: про это столько всего снято и написано. С жестокостью, не присущей животным, с безумием, достойным сумасшедшего. Сколько раз я наблюдал это в «Шики» (момент с трактором и Мэгуми, смерть Кирисики на фестивале, убийство незагипнотизированных членов семьи Мурой в храме, а особенно - пытка доктором Одзаки своей «мертвой» жены), столько же раз задавался вопросом относительно будущего человеческой расы. От одного вида спокойного чаепития селян среди гор трупов, от того безразличия к смерти, ставшего привычным всего за несколько дней, становится очень и очень горько.

Подобный «пир во время чумы» и окровавленные руки, берущие белоснежный бенто, далеко не единственный пример символизма, представленного в «Шики». Очень часты параллели с библейскими и прочими религиозными мотивами (Каин и Авель, Страшный суд, анафема), поднимаются вопросы правильности (см. целесообразности) веры, разговора с Богом и праве на жизнь. Рука об руку с этим идут размышления о равенстве жизни и смерти, значимости греха в жизни человека, моральной чистоте, конце старого и начале нового и способности принять неизбежное. Казалось бы, доктор и монах смирились с происходящим, только первый до самого конца так и не поменял свой взгляд на право жизни «убийц» и боролся с ними, в то время, как монах всегда знал, что между ним и отчаянием стоит только религия, которую он ненавидел, но которая являлась частью его семьи. Внутренние противоречия помогли ему принять сторону «восставших», чье сознание, хоть и несколько измененное, не ставило их в один ряд с бездушными машинами или животными.



Доктор Одзаки чуть ли не единственный, кто знал с самого начало, чем все закончится

Открытый финал истории, как и ее философия, остается для каждого своим: для кого-то нелогичным, сводящим все произошедшее на нет и свидетельствующим то ли о продолжении, то ли о торжестве неправедности, а для кого-то справедливым, искупающим грехи всех, кто стал честен перед самим собой. Лично для меня это стало неким аналогом «игры с ненулевой суммой», где в проигрыше оказались обе стороны, слишком разные, чтобы найти точки соприкосновения.

Закончить хотелось бы еще одним размышлением. Не дай я шанс до конца раскрыться данному произведению, я бы, возможно, так и никогда не посмотрел на мир глазами автора «Шики». И знаете… Это самое прекрасное, что может быть вообще. Искусство, в какой бы форме оно не было, наполняет тот сосуд с подписью «Я», что сокрыт от посторонних глаз и каждый раз так приятно отзывается звонким гулом, находя в чужих гранях сознания что-то неуловимо близкое и бесконечно родное.

Традиционно предлагаю, нет, настаиваю на прослушивании лучших композиций из «Усопших»!

Текст обзора предоставлен проектом AniRaccoon - Озвучка Аниме | AMV | Новости. Мы привносим хорошее настроение в Ваши жизни; хотя бы на время серии любимого аниме!



shiki, anime, 1 сезон, daume, Психологическое, Обзор, Вампиры, 屍鬼, corpse demon, 1st season, shinchosha, 2010, Триллер, Фэнтези, Мистика, Аниме, Фуюми Оно, review, tv series, Избранное, TV Сериал, Синтёся, Детектив, Усопшие, Спешл, Тэцуро Амино, Философия, Ужасы, Сверхъестественное

Previous post Next post
Up