Ваше Будущее

Mar 23, 2007 10:38


Бизнесу важны не только кратковременные тренды и инструменты для своевременной реакции на них ( Как мы готовимся к неприятностям), но и понимание того, каким будем мир через 10-15 лет и своего места в нем. В отношении Телекома я уже фантазировал ( Будущее Телекома) на эту тему. Кроме меня сегодня интерес к футурологии демонстрируют такие крупные компании, как ВТ, Nokia, Philips или Procter&Gamble. В этих компаниях есть департаменты футурологии, сотрудники которых в буквальном смысле отвечают за прогнозирование будущего. Для них мир настоящего - это бесчисленное множество конкурирующих трендов, каждый из которых является зародышем «возможного будущего».

Но каковы могут быть общие инструменты взгляда через десятилетие? Знакомимся с передовым опытом*.

Истории о будущем

В работе футуролога количественный анализ тенденций - вовсе не главное. Все попытки «рассчитать» будущее до сих пор ни к чему не приводили. Степень неопределенности оказывалась настолько высокой, что учесть все возможные факторы, влияющие на изменения, не могли ни самая совершенная аналитическая методика, ни сверхмощный компьютер.

Например, можно предсказать динамику цен на нефть исходя из ожидаемого соотношения спроса и предложения. Однако все предсказания становятся бессмыслицей, если не учитывать контекст. Именно на этом погорели нефтяные компании Shell и BP в 1970-е годы, когда стало ясно, что цены на нефть не столько экономика, сколько политика. В своих планах компании не учили ни возможного сговора арабских членов ОПЕК, ни роста «зеленого» движения. В результате нефтяные гиганты потеряли миллиарды долларов из-за прямых убытков и упущенной выгоды.

После 1970-х годов в компании Shell всерьез заинтересовались «сценарным планированием». «Сценирование» - попытка обойти проблему неопределенности. Если будущее нельзя «рассчитать», возможно, стоит попробовать представить его в виде альтернативных сюжетов, состоящих их событий, связанных логикой повествования (нарратива). Там, где бессильны математические расчеты, на помощь могут прийти методы, заимствованные из творчества: логика рассказа, целостность сценария, эмоциональная насыщенность драмы.

Сценарий - не предсказание, но это хороший способ «мыслить немыслимое». Метод сценарного планирования был создан в 1960-е годы американским футурологом Германом Каном.

Обратный отсчет

«Будущее начинается там, где есть проблема»,- говорит Питер Шварц. В наших разговорах о будущем всегда есть акцент на кризисе. Футуролог вступает в дело уже после того, как, пользуясь словами Гамлета, «порвалась дней связующая нить». Именно поэтому события 11 сентября стали таким привлекательным «тестом» для футурологов. Речь идет о совершенно немыслимом в старом контексте событии, которое, однажды случившись, навсегда изменило «карту возможного».

Один из методов «футурологического прыжка», принятый в компании IBM,- так называемый обратный отсчет. Группа футурологов делает попытку представить себе некое заведомо невозможное в нынешнем контексте событие (например, путешествие на Юпитер за один день) и затем в обратном порядке описывает возможные сценарии, которые должны привести к этому событию, или меры, которые необходимо принять, чтобы оно стало реальным.

Я бы не стал сильно развивать тему предсказания будущего, если бы не одно «но». Через пятнадцать лет большинство из нас только приблизится к пенсионному возрасту. И где наше место в том мире? Вы уверены в том, что оно понравится? В большинстве своем люди даже не задумываются о том, что с ними будет через пять лет, а тут целых десять или пятнадцать…

Чтобы быть готовым к будущему - его надо знать, готовиться. Конкретно развивать в себе те компетентности, которые станут ключевыми для управленцев того времени, плюс заранее правильно выбрать сферу приложения своих сил. Я уверен в том, что если сегодня не думать о своем будущем, то в авангарде будут те, кто подумал о своем.

Как следствие высказанных мыслей завершаю свой пост традиционными вопросами для размышления:
    • Вы знаете, чем Вы будите заниматься через 15 лет? Вы уверены в том, что Вы сможете выдержать конкуренцию «молодым и рьяным»?
    • Какое будущее ожидает Вашу отрасль, и какое место в ней будет занимать Ваша компания?

Хотите узнать больше о возможных сценариях к 2025 году? Читайте статьи в футурологических рубриках:

которые помогут Вам обрести верные ориентиры в стремительно изменяющемся новом мире.

Примечания.
*«Предсказатели трендов» Алексей Гостев. Секрет фирмы, №8 (191), март 2007 года.

ibm, риски, будущее

Previous post Next post
Up