Д.АРИЕЛИ. "ВСЯ ПРАВДА О НЕПРАВДЕ. ПОЧЕМУ И КАК МЫ ОБМАНЫВАЕМ"

Jan 28, 2014 07:07



Эта последняя книга в трилогии автора.

Последние две главы первой книги, по-видимому, стали спускным механизмом для нового исследования, выводы из которого позволяют мне их рекомендовать для прочтения и применения в управленческой практике.

В первой главе автор предлагает свою теорию нечестности. Её основной тезис состоит в том, что наше поведение определяется двумя конфликтующими мотивациями. С одной стороны, мы хотим воспринимать себя как честными людьми. А с другой - мы хотим получить выгоду от мошенничества, например, в виде денег.

Из второй главы мы узнаём, что оказывается, человеку очень трудно (морально) присвоить чужую наличность, а вот воспользоваться кредиткой соседа, банковским счётом компании, бюджетными ассигнованиями - без особого труда. Это не купюры, а простые строчки на бумаге...

В то же время мы склонны вести себя более честно после того, как нам напоминают об этических стандартах. Пусть это вспоминание десяти заповедей со скрижалей Моисея, или корпоративный гимн, или прочтение кодекса чести. Но лучше, если человек сам напишет этот кодекс и подпишет его. Да не внизу, а вверху документа! Правда эффект от этого краткосрочный. Интересно, что моральная профилактика более эффективна, если вы напомните о морали непосредственно перед искушением.

В третьей главе рассмотрены примеры мошенничества людей, характер работы подразумевает цепочку консультация-продажа. Это врачи, автомеханики, юристы… Они легко перекладывают на наши плечи свои расходы, которые они сделали, думая без задней мысли, что новое качество их услуг Клиентам понравится. Делают они это безосновательно и искренне веря в свою непогрешимость. По мере укрепления связей между ними и Клиентами, наш советчик начинает давать советы, соответствующие его личным интересам. Поэтому когда в следующий раз вам предложат удалить зуб, поставить коронку, вы скорее не ошибётесь, если подумаете, что вас разводят на деньги.

Интересное следствие про консалтеров :) Если они часто рассказывают про "работающие" методики, то со временем они сами начинают верить в то, что говорят, хотя объективных фактов для этого не было. Ещё интересное следствие про Клиентов. Если их просить написать положительный отзыв о компании, и они это сделают, то они потом будут всем доказывать, что работали с самой клиентоориентированной фирмой, забывая о её реальных косяках.

Глава четыре знакомит нас с явлением под названием "истощением эго". Основная его идея состоит в том, что сопротивление искушению забирает у нас массу усилий и энергии. И если человек морально устал, например, после небольших актов подавления, регулярного стресса, то он легче склоняется к обману. Этим кстати пользуются гигантские супермаркеты. Человек быстро устаёт от соблазнов, проходя мимо бесконечных витрин, и, в конце концов, покупает какую-нибудь вещь, необходимость которой, на самом деле, отсутствует. Ровно по той же причине трудные дела следует делать в начале дня, когда мы еще полны сил, и можем устоять перед желание переложить всё "на завтра".

Пятая глава раскрыла мне роль Китая в падении у россиян моральных принципов. Дело в том, что ношение подделок заставляет нас больше мошенничать. Подделки не просто заставляют нас чувствовать нечестными, они вынуждают нас считать, что окружающие нас люди так же нечестны. Поэтому закрыв вокруг городских рынков подпольные цеха, отшивающие палённый адидас или долчегабану, мы смогли быть более честными по отношению друг к другу.


Дэн Ариэли о сбоях в нашем моральном кодексе.

Следующая глава освещает причины того, что люди лгут не только другим, но и себе. Проявление самообмана можно найти так же и в том, что люди любят хвастаться своими несуществующими подвигами, полученными дипломами, спортивными рекордами. А происходит, если мы чувствуем себя ущемленными? Когда мы мстим, то считаем, что не делаем ничего неправильного - мы просто сводим счёты.

Тёмная сторона креативности стала темой седьмой главы. Мы настоящие мастера закрывать на собственные проступки. И чем более мы креативны, тем проще нам придумать хорошую историю, помогающую оправдать свои эгоистические интересы. Например, ни Стив Джобс, ни Пикассо не стеснялись красть идеи, интерпретируя информацию удобным для себя способом, и уж точно не испытывали угрызение совести на этот счёт. Как следствие, прогресс одновременно расширяет границы технологий, и… нечестности.

Рост нечестности в обществе в фокусе восьмой главы. Когда мы узнаём о возможности аморального поведения, то начинаем размышлять о собственной морали. И можем вести себя либо более честно, либо, наоборот. Заразный характер мошенничества проявляется, если обманщик принадлежит к нашей социальной группе. Тогда мы полагаем, что обман становится социально приемлемым, особенно когда мошенник является авторитетом. Однако, если мошенник из чужой команды, то мы становимся более этичными. Подобно вирусу, непорядочность мутирует и передаётся от одного человека другому, в итоге развивается новый кодекс поведения, куда менее основанный на этике. И наоборот, чем больше примеров похвального поведения мы будем видеть вокруг себя, тем лучше будет наша жизнь. А можно просто окружить себя детскими игрушками или рисунками :)

В девятой главе рассмотрено влияние группового взаимодействия на распространение обмана. Вы уже догадались, что сотрудничество может ухудшать качество решений. Альтруистические тенденции заставляют людей мошенничать больше, когда участники команды могут получить пользу от их нечестности. Прямой надзор способен снизить уровень нечестности вплоть до нуля. Лучший способ - внедрение анонимного мониторинга. Как это сделать? Читайте книгу.

Дэн Ариели. Вся правда о неправде. Почему и как мы обманываем. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. -288 с.

За книгу спасибо МИФ, и конечно же, Алене Акимовой!
Первые две книги:


ментальные ошибки, эмоциональный интеллект, сопричастность, риски, инструменты менеджера, мотивация, психология в бизнесе, идея на каждый день, ted, книги, отношения, клиентоориентированность

Previous post Next post
Up