ДОН СОДЕРКВИСТ. "WAL-MART"

Jul 29, 2010 07:25



О плохом. Ральф Уолдо Эмерсон сказал: "Любая великая организация - это вытянутая тень одного-единственного человека". И пока был жив Сем Уолтон, Wal-Mart была похожа на своего создателя. Современный Wal-Mart потерял большинство из тех ценностей, которые легли в основу роста компании, и поэтому его тень утратила свою первоначальную форму. И книга подтверждает это. В ней содержится описание принципов и инструментов компании, достаточно подробное и порой интересное. А с другой стороны, рождение книги обязано реакцией на жесточайшую критику ритейлера. И это наложило свой печальный отпечаток. В ней автор, вице-президент компании, с пафосом, особенно в начале книги, рассуждает о том, как Wal-Mart стала великой. А односторонний подход к анализу деятельности самой крупной в мире организации заставляет относиться к словам автора со скептицизмом. Изложение двенадцати принципов компании, как движущей силы роста могут впечатлить только начинающего и мало осведомленного о деятельности Wal-Mart менеджера.

Как пример. "4. Wal-Mart неуклонно проявляет искреннюю заботу о своих людях. Она делает это, предлагая им конкурентную зарплату, инвестиционные опционы, льготы и премии, программы карьерного роста и т.д. ". А хотите узнать, что думаю об этом работники? Добро пожаловать на сайт walmartsucks.org или в сообщество в жж walmartsucks. Сравнение качества заботы о своем персонале Wal-Mart и Costco  (Сотрудники Wal-Mart зарабатывают настолько мало, что вынуждены прибегать к услугам системы социального обеспечения), судебные разбирательства со своими бывшими Сотрудниками из-за нарушений условий оплаты, использование дешевой рабочей силы бесправных нелегальных иммигрантов, отторжение корпоративной культуры в других странах свидетельствуют, что принцип уже не работает, как следует.

Или вот еще. "10. Любое бизнес-предприятие налаживает и поддерживает определенные взаимосвязи с наемными работниками, партнерами, потребителями, поставщиками, с собственным советом директоров, с акционерами и местным сообществом. И мы убеждены, что эти взаимоотношения во все времена необходимо поддерживать на максимально высоком уровне, что они должны базироваться на честности, справедливости и доверии". Но компанию давно осуждают не только в несправедливом отношении к своему персоналу. Среди недовольных государство из-за создания разрушительной для американских предприятий конкуренции из-за масштабного импорта китайских товаров, местные сообщества, где присутствие ритейлера разрушило существующий уклад жизни, поставщики, которые превращаются в заложников политики Wal-Mart и легко исчезают из бизнеса, когда ритейлер меняет свои вкусы.

Принцип снижения издержек был одним из важных в целом ряду и многие достижения Wal-Mart обязаны поиску тысяч людей возможностей по экономии ресурсов компании. Но вскоре этот принцип превратился в главный вектор, оборачиваясь нежелательными социальными и экономическими последствиями. Очень яркий пример. Лососина в Америке традиционно считалась деликатесом, а после того как в дело вмешалась Wal-Mart, практически каждый американец может позволить себе питаться ею регулярно. За чей счет? Чили пожертвовала своими фьордами, разместив в них фермы по выращиванию лосося: экосистема в них полностью нарушена. Наши компании не учат историй. Посмотрите на них, в кризис, закусив удела, они решили бороться с издержками. Но разве это им помогло? Вот и фокусировка Wal-Mart на этом принципе стала причиной ее многочисленных конфликтов со стейкхолдерами. Но ведь по настоящему она обязана успеху именно выстраиванию сбалансированных отношений с заинтересованными сторонами своего бизнеса.

О хорошем. И все же в книге десятки примеров того, как компания заботится о своих стейкхолдерах. Накопленные десятилетиями и отточенные до совершенства эти приемы следует изучать и внедрять практически любому предприятию. Вот только некоторые.

Конкуренты. Еще до того как Wal-Mart стал самым большим ритейлером Сэм Уолтон организовал совместную работу руководителей восьми региональных небольших розничных сетей, которые действовали в разных географических зонах страны. Несколько раз в году исполнительные и операционные директора этой группы вместе посещали лучший магазин одного из участников. Они анализировали состояние дел в нем и делились своими наблюдениями с коллегами. Их критические замечания помогали улучшить работу магазинов.

Акционеры. Представьте себе, сколько заработали акционеры на курсовом росте акций сети, которая десятилетиями только расширялась. При этом собрания акционеров являются образцом для подражания. Каждый год в первую пятницу июня собираются 18 тыс. человек и работают с 7 утра до 12 дня. За это время они проводят запланированные встречи с закупщиками и другими работниками центрального офиса, задают вопросы и высказывают идеи относительно улучшения деятельности компании. Но прежде чем разъехаться по домам, каждый участник собрания получает краткое изложение всех внесенных за эти дни предложений с описанием того, что компания намерена предпринять по каждому из них!

Покупатели. Сэм Уолтон ввел "Правило десяти футов". Оказавшись менее чем в десяти футах (т.е. в трех метрах) от покупателя, чем бы ни был занят, загляни в его глаза и спроси, не можешь ли чем-нибудь помочь. И если он поинтересуется, где найти тот или иной товар, не указывай ему нужный ряд, а лично отведи его туда. Мне импонируют счетчики добра, такой есть и у Wal-Mart. Он показан на обложке книги. На ней высвечивается сумма, превышающая $200 млрд. - столько компания сэкономила в текущем году семьям своих покупателей.

Сотрудники. Три четверти всех управленцев когда-то начинали в компании рядовыми Сотрудниками. Это совокупный результат действия программ по развитию персонала, например "перекрестного опыления", поощряющего наставничество, курса Дейла Карнеги и т.п. А у Вас есть в компании команда психологов, которая бесплатно бы консультировала Сотрудников относительно личных и семейных проблем? В Wal-Mart все знают бесплатный номер, по которому можно позвонить и получить советы профессоров из Абилинского христианского университета. Наконец, что более половины всех Сотрудников ритейлера имеют его акции. Процент начислений от заработанной платы для всех одинаков вне зависимости от должности и право на опцион получает каждый, кто проработал год.

Поставщики. Компания обеспечивает своих поставщиков постоянной и точной обратной связью, помогая им в разработке новых продуктов. Каждый поставщик имеет доступ к базе данных Wal-Mart. Они могут выбрать любое из поставляемых ими изделий и отслеживать его продажи по дням, в каждом конкретном магазине, районе, штате. Данные обновляются восемь раз в день. Описанная в книге история выстраивание отношений между Wal-Mart и P&G является поучительной и заслуживает особого внимания читателей. Да, в компании любой закупщик, принявший подарок от поставщика увольняется без промедления.

Местные общины. Компания изначально руководствовалась тем, что старалась приобретать продукцию у местных производителей, поддерживая занятость населения, где работает Wal-Mart. С другой стороны, давно уже традицией стало жертвовать собранные деньги во время благотворительной церемонии открытия нового магазина местным общинам. И в дальнейшем магазины на своем уровне оказывают разноформатную помощь тем, кто в ней реально нуждается. Для этого даже организовали специальный Фонд и это самый большой в мире корпоративный фонд. Деньги из него идут на улучшение медицинского обслуживания детей, модернизацию местных школ, повышения уровня грамотности местного населения, поддержку ветеранов. Программы "Учитель года", поиска пропавших детей, "код Адама", "Students in Free Enterprise" и десяток других, о которых рассказано в книге, вызывают уважение. Ниже приведены постеры рекламной кампании с девизом "Studying makes the difference. Community engagement", где ритейлер ратует за поддержание контактов с общественностью.







Новые рынки. У Wal-Mart репутация компании, которая сумела сдержать инфляцию в Мексике, улучшила ситуацию с прожиточным минимумом в Великобритании и помогла внедрить поистине революционные изменения в систему распределения Китая.

Итак. Если Вы хотите познакомиться с феноменом Wal-Mart, то лучше эту книгу читать, имея на руках и другие источники - она не объективна. Если вас интересуют инструменты менеджера, то здесь вы найдете их в достаточном количестве.

Что еще читать о Wal-Mart? Самой известной об этой компании книгой у нас была сага ее основателя Сэма Уолтона " Сделано в Америке". Сегодня можно найти еще две книги: "Эффект Wal-Mart" и "Розничная торговля: битва гигантов".

Дон Содерквист. Wal-Mart. Как из провинциального магазинчика создавалась величайшая розничная империя. Откровения вице-президента компании. - М.: Эксмо, 2008. - 240 с.

За книгу отдельное спасибо издательству и лично trushkova.

заинтересованные стороны, клиенты, wal-mart, книги, ценности компании, клиентоориентированность, costco

Previous post Next post
Up