Будущее Телекома

Jan 25, 2007 12:29


Не так давно я попытался осмыслить пройденный путь нашим Телекомом. Теперь излагаю попытку заглянуть в будущее Телекома.

Без машины времени.

Задумавшись, Яна вернулась в офис и не спеша подошла к рабочему столу. Щелчок пальцами и на гладкой поверхности стола слабым светом высветилась клавиатура. Рука сама потянулась в привычном направлении, и она положила ладонь на мерцающий мягким светом квадрат на столе. На экране побежала лунная дорожка. Не обращая внимания, она тихо бросила:

- Офис, почта.

Outlook показал ей состояние ящика: три сообщения без ответа. Она уже видела их на мобильнике, но среди них не было того, которого она ждала. Она надеялась, что за те пару минут, пока она поднималась в лифте и шла по коридору, ее приятные ожидания сбудутся.

Яна быстро продиктовала ответы, пробежала глазами по тексту и удовлетворенно приказала:

- Отправить.

Еще пара минут ожидания, и она решила сама первой начать разговор:

- Позвони Бородину.

На экране крупным планом появился номер и постепенно цифра за цифрой стал менять свою яркость. На втором цикле послышалось:

- Привет, Яна.

Чтобы не мешать окружающим, девушка снова положила свою ладонь на выделенную светлым квадратом поверхность стола и ответила:

- Привет.

Теперь голос собеседника она слышала только одна.

Закончив разговор, она удовлетворенно откинулась на спинку стула, взяла в руку стилус и снова дала команду компьютеру:

- Дневник.



Главный вопрос о главном.

Может эта картинка описанием будущего? А почему бы и нет?

Передача звука от воспроизводящего устройства по телу человека? Да, Sony активно занимается этим.

Сможет ли империя Гейтса удержать свое лидерство? Останется ли Microsoft Office одним из главных помощников человека? В общем, вопрос не в этом. В любом случае будет программа, понимающая не только односложные голосовые команды на любом языке, но и речь, превращая ее в обычный текст.

Разве кто-то сомневается в том, что обычные стационарные телефоны исчезнут со стола и его функции возьмет на себя компьютер, подключенный к внешним сетям? И с этим вряд ли кто-то будет спорить.

Лично мне интересно другое. А кто предоставит Яне услуги связи?

Вот на этом вопросе остановимся поподробнее и попробуем понять, каким будет Телеком через лет так пятнадцать?

Вектор движения Телекома

Давайте посмотрим на то, какие нынче в отрасли существуют основные тенденции.

Сегодня еще не во все дома заведена оптика и не везде еще стоят базовые станции радиодоступа. Но такая задача уже никого из крупных операторов не смущает. Значит, каждый из нас в крупных городах в обозримые год-два будет иметь доступ к глобальным сетям. В сельской местности очередной национальный проект не оставит белых мест на карте.

Уже настоящее время мы видим постепенное объединение сотовых операторов и операторов фиксированной связи. Пока формально, но процесс уже затронул крупнейшие частные АФК России (Альфа, Система) и некоторые региональные компании (УСИ, Мотив&ЕАМ). Но через лет пять внутренняя конкуренция в объединенных компаниях с едиными акционерами практически исчезнет. Подобные услуги от сотовиков и фиксированных операторов, которые до сих пор предлагаются одним и тем же клиентам за разные деньги, будут заменены на единые. И даже касса, куда мы будем оплачивать услуги связи, в конечном итоге будет одна.

Вы не успеете состариться, как транспортные операторы как класс исчезнут.

А что будет завтра? Чуть-чуть усилий - и вот уже на рынке страны всего три-четыре основных игрока, под контролем которых будет и транспорт и услуги доступа к самым разнообразным сетям,  обеспечивающие возможность общения.

Победа? Для основных акционеров этих операторов - да, если считать, что мир вокруг не меняется.

А может Поражение?

В будущем основную угрозу для бизнеса акул Телекома будут представлять отнюдь не прямые конкуренты:
  • Разве обеспечение доступа к Интернету будет конкурентным преимуществом? Это уже несколько лет уже не актуально.Проницательный читатель скажет, автор смешал VoIP с традиционной телефонией. И будет прав. Но разве через десять лет кто-то вспомнит о TDM’ких сетях? Разве только мы будущие пенсионеры Телекома и любители оригинального техноантиквариата.
  • Может кто-то надеется, что сохраниться ценовая дифференциация по  звонкам в разные направления? Задачка с одним неизвестным: Как будут меняться тарифы, если минута разговора из Екатеринбурга в северные районы области стоят дороже звонка в Москву, а звонок в Москву сегодня дороже звонка в Нью-Йорк, при этом минута разговора абонента из США с любой точкой России еще дешевле и никаких зон - вся Россия за полбакса! Такие диспропорции не могут существовать вечно. Это как разность давления в соединяющихся сосудах - все равно выровняется.

Но если стоимость интернетовского трафика для Яны будет нулевой (или около этого), а звонок в любую точку мира будет стоить одинаково дешево, то на чем будут зарабатывать операторы?

А кто сказал, что услуги по соединению и доступу в сеть будут оказывать операторы Телекома? Так кому же будет платить Яна и за что?

В то время как главные российские операторы стараются наращивать свои материальные активы, выстраивая их в рамках закона о Связи, отстаивая свои интересы в процессе приватизации Связьинвеста,  кто-то уже стараться дать их клиентам, т.е. нам с вами, именно то, что нам нужно. Может кому-то и нужен доступ к информации, а большинству нужна сама информация. Может кого-то и радует возможность сделать «звонок другу» меняя симки, аппараты, коммуникаторы, но уже многих напрягает такое многообразие и хочется простоты - «в одно касание» и без 25 мегапиксельной камеры в придачу.

Кто они эти тайные знатоки наших чаяний и передовики капиталистического труда?

Это парни из компаний, работающие на стыке двух индустрий - медиа и IT. Это парни из Microsoft или Гуглеры, порознь или вместе, разрабатывающие новые интернет-сервисы и необходимое для него программное обеспечение и компьютерное оборудование.

А наши компании, так славно поддерживающие высокие темпы роста, благодаря чему связь остаётся одним из наиболее динамично развивающихся несырьевых секторов экономики России? Сегодняшние операторы, к сожалению, заняты унитарными задачами, а значит, не дают возможность работать талантам над решением сложных проблем, способных изменить жизнь миллионов людей. А стало быть, эти компании будут играть в будущем в лучшем случае роль обслуживающих бизнесов, по сути, будут вассалами тех, у кого сегодня растут объемы финансирования собственных лабораторий идей.

Спросите у публичных наших операторов (можно и у закрытых), на какие долгосрочные перспективы они ориентированы? Посмотрите на их пресс-релизы, посвященные квартальным отчетам, и вы увидите за победными регалиями, как они жертвуют долгосрочными возможностями в пользу рыночных ожиданий.

Тогда становится более понятным и ответ на вопрос кому мы будем платить деньги за трафик через лет пятнадцать.

Думаю, что и собственно платить Яна будет не за трафик даже, а за клики или фиксированную плату за доступ к медиа-ресурсам.

_____________________________________________________________________________________

Некоторую переписку со своими коллегами по данному поводу привожу ниже.

Мне бы хотелось бы дополнительно, кому интересно, обратить внимание на Прогноз развития отрасли в целом к 2010 году, который приведен на сайте Павла Нагибина.

Итак,

Ренат Бикинеев, первый заход (кирпичным цветом выделены мои комментария).
  1. не нужно путать медию с услугами связи :( Да не пытаюсь я убить услуги связи, просто одно станет намного значимей другого и значит будет «поглощено» теми, кто сильнее.
  2. определись уж с собственной парадигмой: то ты пишешь про нужность инфы, а не доступа к ней и тут же "будем платить деньги за трафик лет через пятнадцать". Короче, либо крестик либо трусики. С трусиками будет надежнее, думаю. Однако последнюю строчку так и не прочитал. Повторю: «Думаю, что и собственно платить Яна будет не за трафик даже, а за клики или фиксированную плату за доступ к медиа-ресурсам».
  3. "вассалы" и "обслуживающие бизнесы" - внеэкономические понятия, дающие эмоциональную окраску тексту. На самом деле важно кто кому и сколько платит - деньги не пахнут.  Согласен про запахи, но операторы лордами не станут и в этом мое видение. А значит и денег у них будет на несколько порядков меньше, чем у «массовиков-затейников». И получать операторы свой хлеб будут с их рук, а не наоборот.

----------------------
по теме будущего:
- услуги транспорта - за абонку. в ЖЭК ;) вместе водопроводом и га... канализацией. Сервисы - бесплатно. Это полностью противоположно тому, что я говорю. Но это жить не мешает. 
- дальняя связь в ее нынешнем российском виде умрет. Жаль что не вместе с аффторами закона о связи. А вот тут у нас полное единодушие.

Рано хоронишь транспорт, как таковой - КУДА он денется? Нуль-трнаспортировку изобретут? Так это опять вид транспорта! ;)) который сам по себе не живет, а требует на свое содержание бабла. Пусть по одному баксу с каждого жителя земли, но требует. И жить будет и денег на содержание требовать будет, вот только конкурентным преимуществом уже не будет, как сегодня, а значит и денег приносить не будет. Экономика, брат.
А что будет с конкретными компаниями - не тема для 15-ти летних предсказаний. Это почему? Очень даже интересно. Хотя бы с той точки зрения, с кем сроить будущее организационное и собственное. 
Хуже, что дающие бесплатные сервисы будут давать не то, что хочешь, а то, что дают. Как в той байке про сокращенную версию Достоевского и очки, распознающие сетчатку хозяина. Это все зависит от потребителя, а не от поставщика. Кому-то нужны будут комиксы на «Бесов», кто-то посмотрит фильм, а другим книгу подавай. А поскольку каждый готов будет заплатить, то и каждой сестре по серге достанется. Рынок, однако.
Пример, кажется франспресса, попытавшегося взять с гугла деньги за упоминание себя в результатах поиска, и публикацию их заголовков в этом смысле более чем показателен - того, что не индексирует гугл, того нет в Инете. Попытка не пытка. Многие пытаются сделать деньги из воздуха, да не каждому удается, так что пример действительно показательный.
Основная заруба продолжится на поле авторских и СМЕЖНЫХ прав. Последнее, самое гнилое в этом мире, но самое устойчивое - ведь на самом деле бабло получают не авторы и исполнители (их доля редко превышает процент), а уроды, скармливающие пиплу безголосых и бесталанных, но умеющих вовремя в нужном месте переспать с кем сказали. Но это уже другой бизнес, хотя соглашусь - из будущего.
Тут одна надежда на китайцев и пиратов, вторая - на "длинный хвост", в котором посреди отбросов жемчужины все-таки будут. И не по баксу за трек. Полагаю, что легкие деньги всегда будут манить слабых духом и сильных умом. Это проблема не отрасли, а сути человека. И она не поменяется за 15 лет. Но надеяться на китайцев, тут ты хватил. Им даже, если все вместе возьмутся за ум, «маленьких и мягких» не осилить.

___________________________________________________________
Ренат Бикинеев, второй заход.
Что потребляют конечные клиенты? Что такое «услуги связи».
- Голосовая связь (телефония во всех вариантах) (32 кбит/сек)
- Письменная «медленная» связь (электронная почта) (2,4 кбит/сек)
- Письменная «быстрая» связь (мессенджеры, sms) (9,6 кбит/сек) 
- Визуальная связь (видеотелефония) (256 кбит/сек) 
- Совместная работа над документами в режиме online (1024 кбит/сек)

Вопрос - только в пропускной способности. В случае ее нехватки - ищутся способы сократить нужды за счет снижения объема, качества или интерактивности услуг.

Все услуги связи - эквивалентны. В случае возможности с помощью чего-либо получить любую из услуг связи - с помощью этого же можно получить любую другую. Учитывая ограничения пропускной способности.
Парадокс «широкого» транспорта.
В силу того, что все услуги связи эквивалентны - все они могут быть получены из Интернета. Вопрос в пропускной способности и стоимости. Именно на ограничениях по стоимости и пропускной способности часть услуг может продавать поставщик «доступа в интернет» - то есть тот, кто предоставляет транспорт. Как только эти ограничения уменьшаются - у транспортного оператора исчезает возможность получения дополнительных денег от предоставления еще одного вида услуг связи. Примеры - электронная почта, мессенджинг (ICQ), ip-телефония «компьютер-компьютер».

Со временем все такие услуги в интернете перестанут стоить дополнительных денег либо будут предоставляться специализированными компаниями.

Транспорт («доступ в интернет») всегда будет чего-то стоить. 
Еще в 70-х (эпоха энергетического кризиса) и 80-х (про кризиса не забыли, но нефть стоила копейки) экономисты спорили о том, будет ли расти цены на основные виды сырья из-за их нехватки. Те, кто говорил - будут расти - потерпели сокрушительное поражение. Цены на сырье всегда падают по отношению к товарам (услугам), равно как уцененные товары и услуги всегда будут дешевле не уцененных предложений. Цена на «транспорт (доступ в интернет)» не исключение. Конечно она «всегда будет чего-то стоить». Именно чего-то. Именно здесь акцент. Как сегодня, покупая чашку кофе в Атриуме (БЦ) за 5 баксов, стоимость сырья составляет всего центы, услуга полбакса, а все остальное прибыль? Впечатления - новый источник ценности! А доступ в интернет уже сегодня не несет существенной ценности, а для конечного пользователя транспорт еще раньше потерял какое-либо значение. Он не понимает, почему с него должны брать за веревку.

Потом, я утверждаю, что в конечном итоге не будет разделения на услуги связи и медиа - будет одна медиа, в которой будет все.

--------------

Услуги связи: 
Голос 
Письмо 
Видеосвязь
Совместная работа

Услуги медиа: 
Новости / Аналитика 
Фильмы / Музыка / Литература

В виде:
Письменном 
Аудио
Видео

___________________________________________________________
Алексей Бачурин.
Нагибин выкопал эпиграф для своей постновогодней статьи:
31 декабря 2000 года произошло историческое событие - отмена платы за международные переговоры,
так что всякий телефон стал вроде местного и человечество вступило в новое тысячелетие, будто громадная судачащая семья. Артур Кларк, 2061 Одиссея Три (1987)

- это довод в защиту лягушонка.

Я допускаю, что в ближайшем будущем, базовый пакет услуг будет обеспечиваться в рамках социальных прав и финансироваться из государственных социальных программ. Такие подвижки есть в Европе,  и собственно мы говорим сейчас о праве  на коммуникации и информацию, которое может быть защищено конституцией. Хотя энтузиазма от такого сценария я не испытываю, но мы не платим за право ходить по асфальтированным и освещенным улицам и «вопрос как за это платить?»:  фикс или по количеству сделанных шагов, - никому не приходит в голову обсуждать. Для большего комизма могу добавить, что на улицу мы ходим не просто так, пройтись, а посмотреть на витрины магазинов, а то и зайти  да прикупить что-нибудь. Поэтому разумно ввести плату за просмотр витрин и собирать его владельцам витрин....

Собственно мысль проста - требования тарификации услуги может стать тормозом ее развития, т.к. затраты на расчеты могут составлять львиную долю от общих затрат  и кроме того может возникнуть спор о корректности того или иного параметра, как индикатора уровня потребления услуги. Почему-то кажется, что прогресс на эти операторские проблемы класть хотел...

___________________________________________________________

Прочитано:

В ВТ есть департамент футурологии, сотрудники которого в буквальном смысле отвечают за прогнозирование будущего.

Может кто-то знает еще компании, где существуют точно такие же департаменты?

Телеком, будущее

Previous post Next post
Up