Для Киоко Омоды "мидзухики", или декоративное искусство завязывания узлов,-это особый способ приобщения людей к японской культуре посредством дарения подарков, и она надеется использовать свой опыт, чтобы помочь другим найти свои собственные связи с прошлым.
"Это уникальная японская традиция гостеприимства, которая не только придает большое значение подарку, но и отражает заботу отправителя о том, как он упакован", - сказал Омода, который начал изучать это искусство у друга 10 лет назад, когда их семья переехала в Канадзаву, префектура Исикава.
Проведя часть своей юной жизни в Кении и Индонезии, 52-летняя Омода обнаружила, что по возвращении ищет способ подключиться к своей японской культурной идентичности. Мидзухики оказался одним из мощных звеньев.
Канадзава-одно из мест, где мидзухики процветал. Там она оказалась поражена красочными декоративными шнурами, в основном основанными на тонких полосках бумаги "васи" в японском стиле. Полоски скручиваются в узлы и раскрывают узоры, каждый из которых несет в себе такое значение, как "долговечность" или "вечная связь".
В Японии мидзухики чаще всего можно увидеть при завязывании пакетов или конвертов с различными узорами для таких мероприятий, как свадьбы или похороны.
Киоко Омода позирует со своими работами мидзухики на выставке в Токио 5 декабря 2021 года.Это также было основным предложением на церемониях помолвки "юино", хотя пары в последние годы, как правило, отказывались от взаимных формальностей вручения подарков юино.
Говорят, что Мидзухики относится к древнему периоду Аска с 6 по 8 век, когда посланник из Японии в Китай во времена династии Суй (581-618) вернулся домой с посланником Суй, который принес подарки, перевязанные и украшенные красными и белыми пеньковыми нитями. Из предмета роскоши mizuhiki со временем превратился в продукт, широко используемый широкой публикой.
В современной Японии mizuhiki набирает обороты, и художники выпускают различные изделия, начиная от серег и других аксессуаров, новогодних украшений и предметов, используемых в повседневной жизни.
"В мидзухики так много истории", - сказала Омода, чья страсть к навыкам мидзухики и их приобретение заставили ее пожелать более формального признания.
Она рассказала: "Для студентов мидзухики не было такого квалификационного экзамена, и я чувствовала, что это будет мотивировать нас больше (если бы было)".
Киоко Омода (L) преподает "мидзухики", или декоративное искусство завязывания узлов, одной из своих учениц в Токио 28 ноября 2021 года. (Киодо)
В конце концов, в 2019 году она основала Современную ассоциацию Мидзухики, представителем которой она является. Базирующаяся в Токио, она превратила ее в общую объединенную ассоциацию, чтобы придать больше доверия программе сертификации для "мидзухики тайши", или послов мидзухики.
"Они будут не только преподавать, но и играть роль послов для продвижения и передачи мидзухики в Японии и за ее пределами", - сказал Омода, который входит в число шести учителей. Число студентов, как в Японии, так и за рубежом, в настоящее время выросло примерно до 200 человек.
Студенты, прошедшие начальный, средний и продвинутый уровни и поддерживаемые своими наставниками, теперь будут иметь право попытаться стать "послами" - сертификация, выдаваемая после того, как они успешно создадут оригинальные продукты и проведут пробный урок.
Юкари Джо, дизайнер цветов из Токио, которая является одним из немногих нынешних послов, сочетает в своих творениях цветы и мидзухики, два элемента, которые, по ее словам, схожи в том, что они приносят "комфорт" получателям.
Шанс ассоциации охватить более широкую аудиторию появился во время Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 года в Токио после того, как Омода, который также преподает на английском языке, был приглашен продемонстрировать мидзухики в рамках культурных мероприятий игр. Однако, несмотря на неудачу, все живые аспекты ее демонстраций были перенесены в Интернет из-за пандемии коронавируса.
Среди увлеченных студентов Omoda за рубежом-Мег Ланглис из Канады. Связь 22-летней студентки университета с мидзухики исходит от ее японской прабабушки Маргарет Дои.
На прошлое Рождество Ланглайс получила от своей матери набор мизухики. Ей также дали некоторые инструменты и части мидзухики, которыми пользовалась ее прабабушка.
Мег Ланглайс позирует со своими работами мидзухики (Фото любезно предоставлено Мэг Ланглайс)(Киодо) "Это заставляет меня чувствовать связь с ней, хотя я никогда ее не встречал",-сказал Лангле, добавив, что члены их семьи потеряли связь со своими японскими корнями из поколения ее бабушки из-за интернирования японцев-канадцев в лагерях во время Второй мировой войны.
Ее семья не могла быть более счастливой и гордиться ею за то, что она взяла мидзухики, чтобы принять их японское происхождение.
Лангле напомнил о проблеме поиска справочных материалов на английском языке. Но она завела аккаунт в Instagram, чтобы поделиться своей страстью, и нашла своего наставника в Omoda.
"Мидзухики очень неизвестен в Канаде, в отличие от оригами. Я бы хотел, чтобы другие знали значение таких узлов, как долгая, здоровая жизнь или дружба", - сказал Лангле.
Она уже открыла семинары по преподаванию мидзухики в своей школе, в том числе для японских студентов, в чем-то идя по пути посла мидзухики.
Когда-нибудь она надеется получить сертификат, чтобы официально стать послом мидзухики и распространить информацию.
"Это больше, чем просто ремесло", - сказала она. "Это приносит связь с людьми".
На фотографии изображена картина мидзухики, созданная Киоко Омодой на выставке в Токио 5 декабря 2021 года. (Киодо)