Продолжение истории проекта календаря, начало можно почитать
вот тут.
Красивое фото наших блокнотов от
Насти.
Самый важный, на мой взгляд, этап работы с краудфандинговой площадкой - это, собственно, создание хорошего описания проекта, который бы ясно, четко рассказывал, что вы продаете и кому это будет интересно. (Хотя, конечно, еще важнее - придумать клевую интересную идею, которая настолько крута, что продаст сама себя, но сейчас мы не об этом =))
В нашем случае я написала
текст, в котором бы сразу же было понятно, чем календарь может помочь купившему его. В первом же предложении сразу как-то сама собой обозначилась ЦА - «для тех, кто хочет изменить свою жизнь». (Для тех, кто не хочет, календарь был бы тащемта бесполезен =) Чтобы люди более ясно представляли, какого рода упражнения содержатся в календаре и будет ли это интересно выполнять, я выложила превью трех штук из двенадцати. Это как на рынке вам дают пожевать один персик, чтобы вы решили - покупать вам целый килограмм или нет =)
Еще - стилистика написания текста. По задумке, текст должен был быть написан максимально искренне, и концентрироваться именно на потребностях аудитории. Никаких просьб из серии «ну купите, пожалуйста, а то мы не соберем денег», никаких неясных обещаний, никаких «мы не знаем, нужно это вам или нет, но все равно купите» =) И еще много внимания - изображениям в проекте. Тут я упоролась как дизайнер и постаралась сделать все максимально красиво и с настроением. И обязательно - показать дизайн всех разворотов, обложки и блокнота, чтобы не было никаких «котят в мешках», и люди точно знали, что именно они покупают.
Дальше я занялась поиском спонсоров. Коллеги по бумстартеру спрашивали у меня, какое платное размещение наиболее выгодно. Так вот, по моему мнению, наиболее выгодно бесплатное размещение =) В первую очередь размещались в контакте - сначала на моей личной странице (у меня довольно много друзей) и на странице сообщества
Simple (создателем которого является Настя Лопатина, соавтор календаря). Потом я начала рассылать просьбы разместить информацию о нас в блоги минималистов, сообщества и даже просто известным людям. В конце осмелела настолько, что даже написала на личную почту Яне Франк. Она, правда, не ответила (скорее всего, ввиду большой занятости), но хотя бы попробовать стоило!
Я долго думала, как лучше сформулировать просьбу о размещении, чтобы получилось не нагло и не жалобно =) Так как я писала в сообщества, которые развлекают свою аудиторию интересным контентом по теме - лучшим способом стало показать, что наш календарь как контент тоже вполне себе неплох! И обязательно - поскольку вкус автора совпадает со вкусами тех, кто его читает - я включала просьбу разместить «только если Вам действительно понравится». Логично же - если не понравится, то и аудитория не будет в восторге. А значит, и упорствовать в размещении конкретно в этом блоге точно незачем.
Диалог с просьбой о размещении. В такой форме у меня практически не было отказов.
В итоге такая постановка вопроса дала много плюсов. Во-первых - везде пост находил именно свою аудиторию, пройдя отбор авторами блогов и сообществ. Во-вторых - мне не приходилось выпрашивать, настаивать или угрожать =)))) Ссылку на проект бесплатно, с огромным удовольствием - и к тому же со словами благодарности за классную идею! - разместили примерно в десятке или около того мест. Случалось и так, что мне отказывали - но все диалоги получались адекватными и дружескими. И еще таким образом мне удалось сгладить самый нелюбимый для меня момент продаж - «уламывание» потенциальных клиентов. Терпеть это не могу, причем и как покупатель, и как предлагающий.
Совершенно неожиданно, новость понеслась по сети сама собой. Информацию со ссылкой на проект просто так, безо всяких просьб, разместили в нескольких блогах и сообществах, просто потому что авторам очень понравилась идея. Конечно, при планировании на это лучше не рассчитывать - но теперь я точно знаю, что если сделать что-то крутое, то необязательно прикладывать чудовищные усилия, чтобы это продвигать.
Скриншот статьи "Дайджест минималиста" в блоге
"Есть ли жизнь вне офиса?" Мы в
обзоре календарей на 2016 год в блоге Rivertown. Кстати, в обзоре есть еще оченьм много крутых бесплатных календарей, рекомендую сходить по ссылке.
Нужную сумму в 35 тысяч мы собрали в два раза быстрее, чем рассчитывали. Закончили же на 250% от запланированной суммы! И продано было вместо изначальных 30 целых 150 календарей (вместе с «типографскими излишками»). Больше всего было желающих получить электронную версию, а еще многим очень нравился придуманный мной комплект календарь + блокнот для выполнения упражнений. Я сама очень люблю выполнять упражнения письменно на красивых бумажных носителях - и оказалось, мою любовь разделяют много людей.
Статистика сбора средств по нашему календарю. Такая статистика предоставляется каждому владельцу для его проекта в личном кабинете.
По статистике, лучше всего шло размещение в контакте (к сожалению, выделить отдельные страницы сложно, т.к. адрес в статистике показывал новостную ленту как источник переходов), два популярных блога. И, как ни странно, сама площадка Бумстартера: не менее четверти спонсоров пришло в проект, найдя его в «Рекомендованных», или в почтовой рассылке от площадки, или на главной странице Бумстартера (поскольку мы довольно быстро набирали нужную сумму, проект находился на главной странице сайта минимум две недели из трех). Поэтому для себя самой на будущее я планирую использовать его снова - не думаю, что мы смогли бы достичь этого результата на других, менее популярных ресурсах.
Кусочек главной страницы Boomstarter 10 ноября 2015 года.
Пустой тратой времени было писать другим популярным проектам с просьбами «обменяться ссылочками». В проекте есть страница «Обновления», которая рассылает посты всем спонсорам. Но поскольку у нас проект все-таки про минимализм, мне показалось правильным не спамить =). За эти три недели я сама отказала в обмене примерно десятку коллег; обмен совершила только с двумя или тремя, чьи идеи мне самой сильно понравились. С этими обновлениями ко мне пришло человек пять за календарем - безумная статистика на фоне общего числа спонсоров около 250 человек =) Писать же владельцам уже закрытых проектов было вообще странной идеей - из 40-50 разосланных сообщений мне ответили на три, из них два - вежливым отказом. Из плюсов, в ходе переписки я познакомилась с двумя коллегами - владельцами проектов на бумстартере, с которыми мы менялись инфой о сборе, поиске, распространении, работе с почтой и тэ дэ.
На скриншоте - один из немногих обменов постами между проектами на Бумстартере, который действительно принес пользу.
К слову, этот обмен был не совсем обычным - автору так понравился наш проект, что она разместила его без просьбы с нашей стороны и очень искренне.
Я не могла отказать в любезности сделать то же самое - к тому же, настроение наших проектов очень совпадало. Надеюсь, ей в свою очередь помог мой пост.
Еще под вопросом сообщества в контакте числом менее 500 человек - я даже затрудняюсь сказать, пришел ли оттуда хоть кто-нибудь. С другой стороны, каждые несколько дней я где-то размещалась, и благодаря этому темп сборов средств не падал до самого последнего дня. В будущем планирую повторить эту же схему: написать список площадок и начинать обрабатывать их от наиболее крупных к самым мелким по посещаемости, каждый день понемножку - и до тех пор, пока не надоест.
Завершение отчета в следующем посте: о чем нужно думать до того, как куда-то ввязываешься. =))) Ошибки, недочеты и много работы на завершение.
PS Если вы используете какую-то информацию из этой статьи - пожалуйста, упомяните мой журнал как источник, мне будет очень приятно. Спасибо вам!