Feb 01, 2015 16:32
Если не выключать мозг, то понятно, проблемы книжного бизнеса всегда будут иметь одну главную точку приложения - пересечение путей деньгодателя и книгопродавца. История развития издательств, она довольно точно показывает - кто-то делает ставку на государство, кто-то на гранты или предпочитает брать деньги у авторов, а кто-то все-таки пытается книгу читателю продать.
И вот только последний случай реально имеет какое-то отношение мало того, что к рынку, но и к современной литературе.
Книжный бизнес падает с с середины нулвых, причем совершенно не потому, что кризис. Падает он потому, что изначально бизнес этот строился на простой истории - главное напечатать и занести в магазин - дальше все получится. И получалось. С приходом интернета, а самое главное, с удовлетворением первичного спроса - читатель вдруг стал умнеть. Начал усиленно выбирать. Тогда взамен первой стратегии - напечатать все равно что, наступила вторая, живущая до сих пор - на обложке должно быть что-то узнаваемое.
И какое-то время и эта история работала. Частично работает до сих пор.
Понятно, чего не было ни в первом, ни во втором случае - попыток продавать собственно книгу, а не громкую фамилию, название или магазин в хорошем месте.
С моей точки зрения, продажа книг, это в первую, вторую и тридцатую очередь - рассказ об этой книге читателям. Остальное вторично. Очень характерно в этом плане книги, которые никак не возбуждает ни отдел маркетинга, ни книжные магазины влет уходит через Озон и Лабиринт, потому как читатели потребляющие фэйс и жж о книге узнали и захотели.
Но я о кризисе. Что же делать в кризис-то? В перманентный наш.
- А вот не надо дерьма выпускать, - сообщил мне один мудрый человек. - Вот не надо сто книг, надо одну, но хорошую.
Еще немного и мы даже найдем того человека, который точно будет знать, какая та самая одна книга хорошая, и боюсь, что у этого человека будет юридическое образование и нужное количество звездочек на погонах.
Мне кажется, нужно продавать. Учиться продавать книги настоящим образом. Любой, кто заходит в книжный магазин знает - книги тут продаются благодаря тому, что их привезли, тому, что этот магазин есть в природе, и много еще почему - точно не потому, что продавцы реально ими торгуют.
Почти вся книжная информация расходится между издательствами и книготорговцами, единственное куда она не попадает, это к читателю.
Если и попадает то сообщает об уже бестселлере. То есть это примерно такая история, когда в эфире Первого канала рекламируется Первый канал. И вот это, конечно, должно как то подействовать на тех, кто выбирает условный Третий?
Редакции мечутся в попытках как-то донести информацию - и с учетом того, что реально мы, в отличие от наших коллег с той стороны железного занавеса, на рынке меньше двадцати лет… Так вот, мы научимся. Рынок заставит.
Если смотреть уж совсем глубоко, а зачем иначе, фишка в том, что единственный вызов, который стоит перед каждый книжником - это книгозамещение. Зачем продавать книги, если канцтовары уходят лучше и никаких неожиданностей? Зачем продавать книги, если можно продать фамилию автора на обложке? Зачем рисковать и выпускать нового автора, когда можно сделать проект, где автор в принципе никого не интересует…
Книгозамещение - всегда рядом, сидит на левом плече и обещает много денег.
книгозамещение,
кризис,
книги,
продавец,
автор