Этот трёхтомник -- замечательная книга, я её листал, но пока что сам не пользовался практически, поэтому и не привёл. Выложил только то, что сам хорошо знаю, и что стоит дома на книжных полках. Fluent Tibetan ещё очень хорош множеством своих аудиоматериалов и множеством упражнений для закрепления. Если его проработать, можно действительно замечательно освоить разговорный тибетский. Доберусь и до него со временем. Фото "Ключа" М. Хана добавил :)
Вы так вкусно это подали, что даже захотелось заниматься тибетским. Но это в будущей жизни... Да, преподаватель из Вас еще выйдет, не сомневаюсь, а вдохновитель уже получился. Романтизма Вы точно не отобьете. А если серьезно, то я тоже считаю, что нужно сочетать преподавание грамматики со сведениями из области культурологии. По-иному в наше время нельзя.
К сожалению, это моё преподавание пока только на зимний семестр, а что будет по весне -- один Бог ведает. Но я и этому рад. Мои занятия сильно вдохновляют меня самого. Студентов, кажется, тоже :)
Есть еще два неплохих учебника, которые вы, кажется, не упомянули. Это "Translating Buddhism from Tibetan" Joe Wilson'a и "How to Read ClassicalTibetan" Craig Preston'a с подробным разбором структур предложений из Ламрима. Кроме того, есть еще прекрасное, на мой взгляд, пособие по тибетским глаголам - "A Tibetan Verb Lexicon: verbs, classes and syntactic frames" Paul Hackett'a. Я преподаю именно по этим книжкам. В современный разговорный язык не лезу (не вижу смысла), хотя есть тоже неплохое пособие (с аудио) "Fluent Tibetan" by William Magee and Elizabeth Napper.
Большое спасибо за добавления! Если писать объективную, скажем, энциклопедическую статью, я бы постарался учесть по возможности все имеющиеся пособия (может быть, и стоило это сделать, но -- время!..). Мой разбор, однако, как я упомянул в самом посте, никоим образом не претендует на всеохватность (он субъективен и ограничен по заданому определению), и ограничивался только теми книжками, по которым я сам в той или иной мере или в разное время занимался и, last but not least, которые стоят у меня дома на книжной полке
( ... )
Про словарик глаголов ничего пока не скажу, я им пока не пользовался. Обязательно посмотрю и заценю, а может, и использую! Вилсон и вправду какой-то нелепый, рассчитанный непонятно на кого :). Если проработать Хана или хотя бы его плагиатора Ходжа, или оригинальный учебник Соммершу, то Вилсон не нужен. Надо просто начитывать реальные тексты.
Вы реализуете Идею о том, как должно преподавать, в отличие от большинства преподов, начитывающих текст, требующих его зубрежки и убивающих "романтизм" (который даёт энергию на освоение материала).
Я пока только пробую себя в роли преподавателя тибетского, никогда раньше не доводилось тибетский преподавать :) Вдохновение и дозированная романтика необходимы, без этого студенты, даже хорошие, скоро заскучают от рутины изучения языка. Нужна постоянная "подпитка", кроме зубрёжки, без которой, конечно, тоже никуда. Мне самому в моём обучении этого вдохновения, привнесённого извне, часто очень не хватало... Приходилось вдохновляться другими способами :)
Насчет зубрежки... ИМХО, необходимо выучивать материал, запоминать его, выстраивать в себе структуры языка, прикладывать к этому усилия, разумеется, но не вколачивать отбойным молотком, иначе организм начнет сопротивляться насилию. Я сейчас на себе экспериментирую в процессе изучения санскрита - можно ли не зубрить, а понимать и строить связи. Вдохновляет сам язык и моя вера :)
Зубрить не умею вообще - плохо становится в течение 5-10 минут - резкая апатия и энергетическая обесточка. Сдавала в прошлом году специальную психологию в институте - преподавательница требовала именно зазубривания её лекций слово в слово. Пару дней (включая день перед зачетом) на это убила. Потом было очень плохо, ужасные ощущения и ужасные, гадкие сны.
Я, кажется, понимаю, что Вы имеете в виду. Я со своей стороны подаю необходимость заучивания наизусть не с точки зрения "бессмысленной и беспощадной" зубрёжки, а как традиционную стратегию передачи знаний, как в санскритской культуре Индии, так в традиционном монашеском Тибете. Сам я много лет назад решил кому-то что-то доказать и много занимался -- нет, не зубрёжкой -- "меморированием", ежедневной практикой свадхьяи -- наизусть выучив что-то около 3-х глав Бхагавадгиты (ещё не зная санскрита и очень немного понимая), разные сукты из Вед, стихотворные строфы из санскритской классики, некоторую часть сутр Панини. На студентов, да и вообще на многих коллег мои спонтанные рецитации наизусть производят какое-то ошеломительное действие, почти что магии. А тут, я Вам скажу, никакой ни магии, ни мистики нет -- имеется только сильная мотивация "изнутри" освоить традиционные педагогические стратегии, а также долгая и упорная зубрёжка :) Я лично получаю из своего заучивания наизусть просто гигантский вброс живительной энергии и вдохновения :))
Comments 24
(The comment has been removed)
Фото "Ключа" М. Хана добавил :)
Reply
Да, преподаватель из Вас еще выйдет, не сомневаюсь, а вдохновитель уже получился. Романтизма Вы точно не отобьете.
А если серьезно, то я тоже считаю, что нужно сочетать преподавание грамматики со сведениями из области культурологии. По-иному в наше время нельзя.
Reply
Мои занятия сильно вдохновляют меня самого. Студентов, кажется, тоже :)
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Вилсон и вправду какой-то нелепый, рассчитанный непонятно на кого :). Если проработать Хана или хотя бы его плагиатора Ходжа, или оригинальный учебник Соммершу, то Вилсон не нужен. Надо просто начитывать реальные тексты.
Reply
Reply
Вдохновение и дозированная романтика необходимы, без этого студенты, даже хорошие, скоро заскучают от рутины изучения языка. Нужна постоянная "подпитка", кроме зубрёжки, без которой, конечно, тоже никуда. Мне самому в моём обучении этого вдохновения, привнесённого извне, часто очень не хватало... Приходилось вдохновляться другими способами :)
Reply
Я сейчас на себе экспериментирую в процессе изучения санскрита - можно ли не зубрить, а понимать и строить связи.
Вдохновляет сам язык и моя вера :)
Зубрить не умею вообще - плохо становится в течение 5-10 минут - резкая апатия и энергетическая обесточка.
Сдавала в прошлом году специальную психологию в институте - преподавательница требовала именно зазубривания её лекций слово в слово. Пару дней (включая день перед зачетом) на это убила. Потом было очень плохо, ужасные ощущения и ужасные, гадкие сны.
Reply
Сам я много лет назад решил кому-то что-то доказать и много занимался -- нет, не зубрёжкой -- "меморированием", ежедневной практикой свадхьяи -- наизусть выучив что-то около 3-х глав Бхагавадгиты (ещё не зная санскрита и очень немного понимая), разные сукты из Вед, стихотворные строфы из санскритской классики, некоторую часть сутр Панини. На студентов, да и вообще на многих коллег мои спонтанные рецитации наизусть производят какое-то ошеломительное действие, почти что магии. А тут, я Вам скажу, никакой ни магии, ни мистики нет -- имеется только сильная мотивация "изнутри" освоить традиционные педагогические стратегии, а также долгая и упорная зубрёжка :)
Я лично получаю из своего заучивания наизусть просто гигантский вброс живительной энергии и вдохновения :))
Reply
Leave a comment