Leave a comment

Comments 24

(The comment has been removed)

edgar_leitan October 18 2009, 00:55:35 UTC
Этот трёхтомник -- замечательная книга, я её листал, но пока что сам не пользовался практически, поэтому и не привёл. Выложил только то, что сам хорошо знаю, и что стоит дома на книжных полках. Fluent Tibetan ещё очень хорош множеством своих аудиоматериалов и множеством упражнений для закрепления. Если его проработать, можно действительно замечательно освоить разговорный тибетский. Доберусь и до него со временем.
Фото "Ключа" М. Хана добавил :)

Reply


banshur69 October 18 2009, 00:06:34 UTC
Вы так вкусно это подали, что даже захотелось заниматься тибетским. Но это в будущей жизни...
Да, преподаватель из Вас еще выйдет, не сомневаюсь, а вдохновитель уже получился. Романтизма Вы точно не отобьете.
А если серьезно, то я тоже считаю, что нужно сочетать преподавание грамматики со сведениями из области культурологии. По-иному в наше время нельзя.

Reply

edgar_leitan October 18 2009, 00:58:46 UTC
К сожалению, это моё преподавание пока только на зимний семестр, а что будет по весне -- один Бог ведает. Но я и этому рад.
Мои занятия сильно вдохновляют меня самого. Студентов, кажется, тоже :)

Reply


heruka October 18 2009, 08:31:14 UTC
Есть еще два неплохих учебника, которые вы, кажется, не упомянули. Это "Translating Buddhism from Tibetan" Joe Wilson'a и "How to Read ClassicalTibetan" Craig Preston'a с подробным разбором структур предложений из Ламрима. Кроме того, есть еще прекрасное, на мой взгляд, пособие по тибетским глаголам - "A Tibetan Verb Lexicon: verbs, classes and syntactic frames" Paul Hackett'a. Я преподаю именно по этим книжкам. В современный разговорный язык не лезу (не вижу смысла), хотя есть тоже неплохое пособие (с аудио) "Fluent Tibetan" by William Magee and Elizabeth Napper.

Reply

edgar_leitan October 18 2009, 09:56:02 UTC
Большое спасибо за добавления! Если писать объективную, скажем, энциклопедическую статью, я бы постарался учесть по возможности все имеющиеся пособия (может быть, и стоило это сделать, но -- время!..). Мой разбор, однако, как я упомянул в самом посте, никоим образом не претендует на всеохватность (он субъективен и ограничен по заданому определению), и ограничивался только теми книжками, по которым я сам в той или иной мере или в разное время занимался и, last but not least, которые стоят у меня дома на книжной полке ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

edgar_leitan October 18 2009, 11:41:09 UTC
Про словарик глаголов ничего пока не скажу, я им пока не пользовался. Обязательно посмотрю и заценю, а может, и использую!
Вилсон и вправду какой-то нелепый, рассчитанный непонятно на кого :). Если проработать Хана или хотя бы его плагиатора Ходжа, или оригинальный учебник Соммершу, то Вилсон не нужен. Надо просто начитывать реальные тексты.

Reply


ex_acque_vi October 18 2009, 10:28:13 UTC
Вы реализуете Идею о том, как должно преподавать, в отличие от большинства преподов, начитывающих текст, требующих его зубрежки и убивающих "романтизм" (который даёт энергию на освоение материала).

Reply

edgar_leitan October 18 2009, 10:55:57 UTC
Я пока только пробую себя в роли преподавателя тибетского, никогда раньше не доводилось тибетский преподавать :)
Вдохновение и дозированная романтика необходимы, без этого студенты, даже хорошие, скоро заскучают от рутины изучения языка. Нужна постоянная "подпитка", кроме зубрёжки, без которой, конечно, тоже никуда. Мне самому в моём обучении этого вдохновения, привнесённого извне, часто очень не хватало... Приходилось вдохновляться другими способами :)

Reply

ex_acque_vi October 18 2009, 11:10:02 UTC
Насчет зубрежки... ИМХО, необходимо выучивать материал, запоминать его, выстраивать в себе структуры языка, прикладывать к этому усилия, разумеется, но не вколачивать отбойным молотком, иначе организм начнет сопротивляться насилию.
Я сейчас на себе экспериментирую в процессе изучения санскрита - можно ли не зубрить, а понимать и строить связи.
Вдохновляет сам язык и моя вера :)

Зубрить не умею вообще - плохо становится в течение 5-10 минут - резкая апатия и энергетическая обесточка.
Сдавала в прошлом году специальную психологию в институте - преподавательница требовала именно зазубривания её лекций слово в слово. Пару дней (включая день перед зачетом) на это убила. Потом было очень плохо, ужасные ощущения и ужасные, гадкие сны.

Reply

edgar_leitan October 18 2009, 12:04:00 UTC
Я, кажется, понимаю, что Вы имеете в виду. Я со своей стороны подаю необходимость заучивания наизусть не с точки зрения "бессмысленной и беспощадной" зубрёжки, а как традиционную стратегию передачи знаний, как в санскритской культуре Индии, так в традиционном монашеском Тибете.
Сам я много лет назад решил кому-то что-то доказать и много занимался -- нет, не зубрёжкой -- "меморированием", ежедневной практикой свадхьяи -- наизусть выучив что-то около 3-х глав Бхагавадгиты (ещё не зная санскрита и очень немного понимая), разные сукты из Вед, стихотворные строфы из санскритской классики, некоторую часть сутр Панини. На студентов, да и вообще на многих коллег мои спонтанные рецитации наизусть производят какое-то ошеломительное действие, почти что магии. А тут, я Вам скажу, никакой ни магии, ни мистики нет -- имеется только сильная мотивация "изнутри" освоить традиционные педагогические стратегии, а также долгая и упорная зубрёжка :)
Я лично получаю из своего заучивания наизусть просто гигантский вброс живительной энергии и вдохновения :))

Reply


Leave a comment

Up