А как вы оцениваете современное состояние католической церкви? Какие настроения? Много ли искренних, болеющих за дело людей наверху? Меня, честно, не вдохновляет ни Папа, ни кардинал Шёнборн
Сейчас у меня нет ни сил на такие оценки, ни особого интереса к этому. Церковь сейчас в глубоком кризисе, балансируя на грани огромного раскола. Люди есть всякие, как и везде. Нынешний "Папа" меня точно не вдохновляет. Да и много раз уже об этом писал.
Вера церковная в тот период была распылена на атомы. Но осталось какое-то интуитивное доверие целительным силам собственной "души". Сам не понимаю, как я выжил. Было очень плохо. Но приходили какие-то книжки, случались какие-то встречи и события, которые эти распылённые атомы понемножечку снова собирали воедино. Процесс занял довольно много лет.
Скорее даже, инстинктивное спасение утопающего своими собственными руками. Я не уверен, что прикладывал к этому систематический труд. Просто инстинктивно, от отчаяния полагался на "целительные силы собственной души" (Юнг). Много читал тогда К.-Г. Юнга, это было для меня подлинным переворотом, открытием. А также Г. Гессе.
Эдгар, никто не знает, как сложилось бы всё, если бы... Никто. Может, чудо в том, что сложилось именно так, как сложилось. Если бы мы могли увидеть...
Когда-то, помню, Вы писали, что японским то ли занимаетесь, то ли хотите заниматься. Нужен был Вам язык самураев, кажется, из-за превосходных работ по санскриту на японском. Вас никогда не притягивала к себе иероглифическая дальневосточная культура?
Я едва не начал в 1995-м заниматься именно японским и китайским. Но в результате всё же выбрал санскрит и тибетский по двум причинам: мне это также было интересно. А вводные курсы в японским с китайским требовали ещё гораздо больше часов в неделю, чем тибетский письменный, современный устный и санскрит. Поскольку я учился также на теологическом факультете, но хотел параллельно заниматься и восточными языками, то выбрал то, что выбрал: тибетологию с индологией. Японским и китайским с тех пор несколько раз начинал заниматься самостоятельно, но каждый раз понимал, что одна даже иероглифика требует огромной самоотдачи. А сейчас я и от хорошо выученного тибетского уже порядком поотвык, так как всё время занимает санскрит: чтение на нём текстов и сочинение поэзии. Арабским-то я тоже основательно успел позаниматься. Но в наше время востоковедный универсализм губителен, производя лишь дилетантство.
"несомненно, буду блестящим иезуитом и прекрасным учёным ордена, но по-человечески несчастным, поскольку слишком свободолюбив и независим" -- удивительная формулировка, прям на редкость. спасибо за воспоминания.
Вот меня тоже это интересует: почему нельзя делать все то же самое: заниматься наукой и преподаванием, но без Ордена и без обетов? Миллионы ученых и преподавателей есть на свете! И ничуть не хуже, чем иезуиты. Какой смысл входить в SJ?
Comments 14
Меня, честно, не вдохновляет ни Папа, ни кардинал Шёнборн
Reply
Reply
Где вы нашли силы, чтоб выйти из непроглядной адской пучины отчаяния? В вере?
Reply
Reply
Reply
Reply
Когда-то, помню, Вы писали, что японским то ли занимаетесь, то ли хотите заниматься. Нужен был Вам язык самураев, кажется, из-за превосходных работ по санскриту на японском. Вас никогда не притягивала к себе иероглифическая дальневосточная культура?
Reply
Арабским-то я тоже основательно успел позаниматься. Но в наше время востоковедный универсализм губителен, производя лишь дилетантство.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment