"Белый шум" Деллило, разговор в больнице со старой монахиней:
- Зачем же вы тогда стали монахиней? Зачем у вас висит эта картина? - Это для других. Не для нас. - Но это же курам на смех! Что еще за другие?
- Все остальные. Все, кто всю жизнь верит, будто по-прежнему верим мы. Наша главная обязанность - верить в то, чего больше никто не принимает всерьез. Если полностью отказаться от подобных верований, род человеческий погибнет. Вот зачем нужны мы. Ничтожное меньшинство. Чтобы олицетворять привычные вещи, старые догмы. Веру в дьявола, ангелов, рай, ад. Весь мир рухнет, если мы перестанем притворяться, будто во все это верим.
Это такая надрывная самостилизация. Сам я давно не люблю надрывов и религиозных истерик, заканчивающихся пропастью фундаментализма. Это неумно, прежде всего, и психологически опасно. И ещё: фундаменталисты -- крайне безжалостые люди. И хотя бы поэтому очевидна их ложь.
Религиозные культуры во всяких коллективах или этнических группах -- элементы или даже основа самидентификации. И ни балты, ни русские здесь не исключение. А то, что называется "любвью ко Христу", всегда индивидуально и для культуры нерелевантно, будучи для любого постороннего взгляда чем-то невидимым.
Это я написал, чтобы чуточку сбить накал собственного пафоса. Сейчас он мне уже кажется не совсем уместным, когда все вокруг сплошь "истово верующие" и в точности знают, "как надо и чего нельзя".
О небывалом духовном возрождении...livejournalAugust 16 2019, 23:53:27 UTC
Пользователь kalakazo сослался на вашу запись в своей записи « О небывалом духовном возрождении...» в контексте: [...] стал бы затевать всю эту кутерьму с "духовным путём"? Да уж, задним разумом все умны..." отсюда [...]
Re: "во что-то" верить лучше уж НЕ надоtseytlinAugust 18 2019, 05:33:48 UTC
Я не хотел бы влезать в религиозные диспуты. Тем более, что я невежда и ничего специально не изучал.
Но мне, с моей обывательской точки зрения иудаизм представляется крайне простым: есть Бог - и есть я. Нет и не может быть никакого человека-посредника, передающего мне Его волю. Нет функции священнослужителя в талмудическом иудаизме.
И поэтому для меня не существует вопроса хороша или плоха Церковь, что с ней стало, и кто стоит во главе. У меня нет никакой Церкви и нет никого, кто бы претендовал на ее роль. И не может быть никакого конфликта между тем, во что я верю и тем, что Церковь в данный момент проповедует.
Именно поэтому я утверждаю, что у нас все гораздо проще. Как в том советском анекдоте: "опять этим евреям повезло" :)
Comments 39
- Зачем же вы тогда стали монахиней? Зачем у вас висит эта картина?
- Это для других. Не для нас.
- Но это же курам на смех! Что еще за другие?
- Все остальные. Все, кто всю жизнь верит, будто по-прежнему верим мы. Наша главная обязанность - верить в то, чего больше никто не принимает всерьез. Если полностью отказаться от подобных верований, род человеческий погибнет. Вот зачем нужны мы. Ничтожное меньшинство. Чтобы олицетворять привычные вещи, старые догмы. Веру в дьявола, ангелов, рай, ад. Весь мир рухнет, если мы перестанем притворяться, будто во все это верим.
Reply
Reply
Reply
Reply
А почему настрой отправиться за веру в лагеря дурацкий? Чем он отличается от исповедничества и мученичества?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И насколько же нам, евреям, в этом смысле проще.
Reply
Reply
Но мне, с моей обывательской точки зрения иудаизм представляется крайне простым: есть Бог - и есть я. Нет и не может быть никакого человека-посредника, передающего мне Его волю. Нет функции священнослужителя в талмудическом иудаизме.
И поэтому для меня не существует вопроса хороша или плоха Церковь, что с ней стало, и кто стоит во главе. У меня нет никакой Церкви и нет никого, кто бы претендовал на ее роль. И не может быть никакого конфликта между тем, во что я верю и тем, что Церковь в данный момент проповедует.
Именно поэтому я утверждаю, что у нас все гораздо проще. Как в том советском анекдоте: "опять этим евреям повезло" :)
Reply
Reply
Leave a comment