К слову о латгальской идентичности

Sep 10, 2018 18:02

Слушаю на ЮТ передачи, где разные люди рассуждают про "латгальскую идентичность" (на латгальском и "обще"-латышском идиомах). Связывают её со множеством факторов: с землёй, с языком, с воспитанием в "латгальском духе" (что бы это ни значило). При этом я, живущий уже более четверти века вне Латвии полулатгалец, постоянно внутренне с сильным ( Read more... )

латгальский язык, Латвия, латышский язык, языки, латышская культура, Латгалия

Leave a comment

Comments 17

thrasymedes September 10 2018, 17:42:36 UTC
Разве не все народы считают себя особенно гостеприимными ?

Reply

edgar_leitan September 10 2018, 17:47:11 UTC
Мне не знакомы "все" народы, так что "я вам не скажу за всю Одессу" :)
В Латгалии эта черта постоянно тематизируется в паре с "открытостью". Но это вовсе необязательно парные категории.

Reply

edgar_leitan September 10 2018, 17:53:13 UTC
Латгалец почти всегда будет переходить на язык иноязычного собеседника. Это "открытость" чужому в ущерб своему. Видимо, столетия иноязычной власти не прошли даром, породив этот глубокий комплекс неполноценности, который почему-то называют "открытостью".

У арабов-бедуинов гостеприимство -- высшая добродетель. Но там и близко нет "открытости" для внешних.

Reply


xgrbml September 10 2018, 19:21:50 UTC
Очень интересная тема, но не все хочется обсуждать в открытой записи.

С интересом узнал про латгальский показатель возвратности. А если приставки нет, то он перед корнем ставится или тогда все-таки īs в конце? (Это из того, что я в открытую обсуждать готов:)

Reply

edgar_leitan September 10 2018, 20:09:43 UTC
Если нет префикса, тогда в конце. Или один раз после префикса, как в литовском (vērtīs (skatīties), bet pazavērt, mestīs, bet pīz/samest). Но многие, особенно в Резекне, реализуют двойной возвратный инфикс (cp. pazavērtīs), что доказывает, что ординарный инфикс "sа/za" уже не воспринимается ими как достаточный или вообще показателем возвратности. Тут явное пагубное для латгальского идиома влияние идиома "общелатышского", -- через школу и телевидение, -- трансформирующее уже саму глубинную систему языка, а не просто влияющее на культуру речи.

Reply


doktorhaider September 10 2018, 21:29:51 UTC
Только вчера читал в НГ-Религии статью про Иоанна Поммера. http://www.ng.ru/ng_religii/2018-09-04/14_449_latvia.html
Удивило замечание, что среди латгальцев было много старообрядцев. Это действительно так?

Reply

edgar_leitan September 10 2018, 22:03:15 UTC
Среди этнических латгальцев нет, мне об этом ничего неизвестно. Но в самой Латгалии действительно много русских старообрядцев, живущих там с 18 века.

Латыши есть среди православных "никониан", но и их немного.

Reply

edgar_leitan September 10 2018, 22:12:43 UTC
Среди старообрядцев было много представителей латгальского этноса.## Латгальцев, давших само название всей Латвии и латышам как нации, совершенно некорректно называть этносом, отличным от латышского. Эту тему крайне любят педалировать всякие живущие в Латвии агенты большого московского соседа, играя на исторических обидах латгальцев на Ульманиса и его специфическую политику в oтношении Латгалии ( ... )

Reply


vilasatu September 14 2018, 09:09:51 UTC
А "открытость" современных немцев можно ли назвать губительной (здесь, правда, разница в популяции существенная с латгальцами)? Мне кажется, что "открытость" у немцев происходит из чувства вины за учиненное 80 лет назад, а победив, полагаю, глобализация, подталкивающая к открытости, не особо повлияла.

Reply

edgar_leitan September 14 2018, 18:28:21 UTC
Эта вина -- результат жёсткого идеологического воспитания целых поколений, а не этического беспокойства или угрызений совести, которые всегда индивидуальны. Этически виноватыми могут быть люди, в тех или иных преступлениях непосредственно участвовавшие или о них наверняка знавшие, но не попытавшиеся ничего изменить. Но не их дети и особенно внуки и правнуки. Удивителен этот трибализм, до сих пор такой ещё живой. Архаичная и неискоренимая штука, эта поколенческая вина.

Большие этносы всегда открытее малых. "Немцем" большую часть истории считался человек по признаку своего основного языка (немецкого), а не "крови", как в Nürnberger Gesetze. Однако такого рода открытость предполагает ассимиляцию чужаков, а не создание и тем более расширение Parallelgesellschaften.

Reply


vladlobava September 23 2018, 13:35:11 UTC
По переписи населения латгальцы проживают в Сибири. Так что география латгальской культуры не ограничиваются пределами Латгалии...
Добавил в друзья, надеюсь на взаимную дружбу

Reply

edgar_leitan September 23 2018, 15:31:53 UTC
Если это да Вас важно, добавлю. Но у меня в принципе нет подзамочных записей, так что читать меня могут все. Я здесь бываю нечасто и в чужие журналы захожу ещё реже. Время, да и интересы у меня специфические...

В Сибири латгальцы с конца 19 века. Но латгальская культура с языком там доживает свои последние годы и уйдут вместе со стариками.

Reply

vladlobava September 23 2018, 17:12:47 UTC
Если в переписи населения себя регистрируют латгалами, значит какая то национальная культура присутствует...

Reply

edgar_leitan September 23 2018, 19:06:50 UTC
Туда несколько лет назад ездили филологи-латгалисты из Латвии и Петербурга. Рассказывали, что язык сохранили только старики, к сожалению. Причём идиом, уникальный своими архаизмами, которые в самой Латгалии исчезли из живой речи.
Возможно, их потомки считаю себя латгальцами, но язык уже забыли или изначально не знали.

Reply


Leave a comment

Up