Leave a comment

Comments 12

trigonum January 10 2009, 14:36:29 UTC
мне идея такого преподавания не нравится изначально, зная нашу постсоветскую систему образования.
Чуть позже почитаю

Reply

edgar_leitan January 10 2009, 16:01:30 UTC
Да, в статье я начинаю идею развивать. Пишу с перспективы преподавания религии в Австрии. Сама мысль мне нравится, а вот её конкретное приложение в условиях России заставляют поёживаться.

Reply

credentes January 10 2009, 17:45:00 UTC
Мне тоже она не нравится. В Украине нет _обязательности_ преподавания подобного, но там, где я живу, оно осуществляется под титулом "Основы христианской этики", где на самом деле достаточно безграмотные люди внушают школьникам чрезвычайно агрессивно-узкоконфессиональные подходы, а посещать это дело должны все - иудеи, атеисты, мусульмане или принадлежащие к другим конфессиям дети. Которые уже начинают это все ненавидеть.
С уважением

Reply

edgar_leitan January 10 2009, 20:36:03 UTC
Мне нравится, чисто теоретически, идея грамотного преподавания религии как культурологии, когда осуществляется такой ненавязчивый пересказ, изнутри логики каждой религии и конфессии. Конечно, собственную позицию спрятать невозможно, но ведь этого бы и не требовалось. Нужно было бы только отделять объективированный "рассказ о" от своий оценочных суждений. Только гарантировать это значительно сложнее, чем в случае биологии или математики. А "безграмотности" хватает при преподавания любого предмета.

Reply


bogush January 10 2009, 16:55:33 UTC
В России эта тема муссируется уже несколько лет без особых результатов. Зато периодически обрастает забавными подробностями в духе откровенно идиотского довольно неграмотного "письма академиков" или периодически возобновляемых отдельными представителями духовенства попыток, сроднившись с властью, создать в стране нечто вроде "православного шариата". Примечательно, что власть предпочитает пребывать "над схваткой", не обращая особого внимания на вопли атеистов, но и "зарвавшимся клерикалам" время от времени напоминая, что государство у нас светское. По Конституции. (Последнее особенно забавно в свете недавних событий, "чисто конкретно" выявивших подлинную меру незыблемости у нас "Основного закона ( ... )

Reply

denparamonov January 10 2009, 19:51:17 UTC
То, что понял - понравилось.
Спасиб

Личностно скажу ещё: проблема преподавания ОПК (или основ другой к-н религии в школе) может стать насущнейшим вопросом для каждой страны Европы и Бл. Востока. В этом смысле, Россия затронула что-то, что может опережать, а может (как нередко бывает) выглядеть просто смешно...

Самое интересное: откуда у русского православия появилась такая пассионарность?

Reply

edgar_leitan January 10 2009, 20:31:22 UTC
Откуда "пассионарность" -- это понятно. Христианство стало разрешённым, а к тому же "свято место пусто не бывает". Не уверен, что Россия здесь "опережает". Мне кажется, что скорее, по сравнению с Европой, плетётся в хвосте. В Европе ведь такое преподавание давно существует, оно традиционно. Только вот христианство давно перестало быть традиционным. Сейчас это часто попытка оправдать уроки религии "нужностью для общества". Т.к. иначе она давно уже "не само собою"...
P.S.А что именно Вы не поняли? Я ведь ещю мысль не развил до конца, а только начал.

Reply

edgar_leitan January 10 2009, 20:48:48 UTC
Спасибо, Вы очень верно и всесторонне охарактеризовали суть проблемы. Я вижу её в очень похожем ключе. Сам я два года преподавал религию как раз в виде "объективированной основы культурных кодов", никаких убеждений никому не навязывая. Я был бы рад, если бы нашлись какие-нибудь серьёзные оппоненты среди школьников постарше, кто бы пытался со мной серьёзно спорить. Но оппонентов не находилось, в лучшем случае внимательно и благодарно внимали, а в худшем стонали, т.к. "очень много материала"... Определённая часть же и школьников, и родителей ожидала как раз политграмоты, и это был исток наших с ними конфликтов. Но подробнее я хочу об этом в следующей субботней статье, если получится ( ... )

Reply


triglochin January 12 2009, 21:34:41 UTC
хочется дождаться "следующего раза" :) Не скажу, что я могу увидеть целиком всю сложность проблемы (чем больше размышляю, тем все становится сложнее...).
Мне кажется, вы правы в том, что государство может (и, пожалуй, должно бы) ограничиться преподаванием собственно истории культуры, в которую и входит история религий мира (в определенной пропорции), преподаванием в таком варианте, который подошел бы всем (т.е. независимо от религиозной принадлежности).
Не нужно ли оставить релиигозное (или конкретно - христианское) воспитание - церкви?
Это, конечно, возможно только при церковном возрождении - но, на мой взгляд, неправильно поощрять стремление людей все "свалить" на государство или любой иной институт - в т.ч. своих же детей.

Reply

edgar_leitan January 13 2009, 16:45:13 UTC
Да-да, мне тоже так кажется! Собственно церковной катехезой должна заниматься Церковь в лице специально обученных "специалистов". Есть же всякие курсы, воскресные школы и т.п ( ... )

Reply

triglochin January 13 2009, 20:02:03 UTC
Думаю, что "церковное возрождение" -- это фикция.совсем безнадежно выходит :) Может, мы говорим о несколько разных вещах ( ... )

Reply

edgar_leitan January 15 2009, 13:29:21 UTC
Под "фикцией" я разумел его массовость и вместе с тем качественность. Такого не бывает.
Жили по-христиански люди и в 1930-50-е годы, хотя и мало их было. А много ли больше теперь -- это ещё вопрос... Убийственным для христианства является его инструментализация национализмами, хоть в России, хоть в Прибалтике, хоть в Польше и т.п.
"Культурология" видится мне намного положительнее конфессионально-религиозной индоктринации.

Reply


Leave a comment

Up